«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».
Рекомендации для родителей по использованию логических блоков Дьенеша подготовила учитель-дефектолог Хлюснева Светлана Александровна.
Элементарные математические представления занимают большое место в системе дошкольного образования. А у детей с задержкой психического развития элементарные математические представления формируются медленнее, чем у своих сверстников, так как нарушены сенсомоторные функции, страдает общая и мелкая моторика, зрительный контроль и двигательная память.
Особая роль при этом отводится нетрадиционному методу, используя нестандартный дидактический материал, а именно блоки Дьенеша, позволяющие моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников логического мышления и математических представлений.
Дидактический материал позволяет детям с задержкой психического развития решать задачи, используя логическое мышление, выявлять в объектах различные свойства, называть их, делать выводы.
Кроме того, Блоки Дьёнеша позволяют детям с задержкой психического развития выполнять задания разные по уровню сложности. Эффективность блоков даёт возможность развивать у детей не только познавательные процессы, но и психологические: внимание, память, мышление, речь.
В своей деятельности я использую логические блоки Дьенеша, которые представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
1. Четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
2. Трёх цветов (красный, синий, желтый);
3. Двух размеров (большой, маленький);
4. Двух видов толщины (толстый, тонкий).
Все геометрические фигуры разнообразные по форме, цвету, размеру, толщине. Эти свойства можно варьировать.
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. На основании выше сказанного, я использую следующие игры, которые доступны по сложности детям с ЗПР:
Игра «Построй цепочку». Эта игра располагает несколько вариантов выстраивания фигур:
1.Построение цепочки из разных фигур (цвета, размера, толщины);
2.Построение цепочки из фигур разных по цвету и форме – поочерёдно;
3.Построение цепочки из фигур одинаковых по форме, но разные по цвету;
4.Построение цепочки из фигур одинаковых по цвету, но разной в величине;
5.Построение цепочки из фигур одинаковых по величине, но разные по цвету и форме и т.д.
Дети, имеющие задержку психического развития, тяжело ориентируются в составлении таких выстраиваний, им требуются дополнительные инструкции и разъяснения. Для закрепления такие упражнения нужно повторять несколько занятий.
Игра «Разноцветная стенка». Выкладывание в ряд 5-6 любых фигур разного цвета. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
«Игра с обручами». Предлагаю ребёнку два или три обруча разного цвета, положенных на полу. Затем, располагаю блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. После выполнения практической задачи по расположению блоков ребёнок отвечает на вопросы. Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.
«Упражнения с использованием таблиц и схем».
- В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
- Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
- Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
- Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
«Знакомство со свойствами».
1. Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.
2. «Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.
3. «Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим отделить все круги. Затем – все синие предметы и т. д.
4. «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем – «не такой же».
5. «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Предлагаем угадать, что – лишнее? Почему?
«Упражнения-сравнения по свойствам».
«Раздели угощения». Предположим, что блоки Дьенеша – это угощения для животных, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим ребёнка выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.
«Кто быстрей?» Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, кто быстрее соберет больше красных блоков? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета (вы собираете все желтые, малыш - все синие)
«Не-свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Не-красный, не-квадратный, не-тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не-блоки» - все «не-синие» или «не-треугольные».
«Угадайка». Для этой игры вам нужны логические блоки и мешочек. Педагог берет один блок и, чтобы второй игрок не видел, прячет его в мешок. Ребенок должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура – желтая?», «Она – прямоугольник?»
«Классификация, логические операции».
«Игра с областями». Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки 2-3 (можем начать с двух) не пересекающихся пространства (например, круга). Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, внутрь второго – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этим понятиями.
Все, выше перечисленные игры положительно влияют на динамику показателей элементарных математических представлений. Особенно дети стали лучше ориентироваться в пространстве, называть цвета и формы, различать размер и толщину. Следуя диагностическим данным, можно отметить, что знания у детей с ЗПР, приобретённые с помощью использования блоков Дьенеша, увеличились. |