«Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического, нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. на сколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте трудно переоценить. Сенсорное развитие детей осуществляется через разные формы и методы работы.
- Дидактические игры: «Покажи такое же колечко»; «Найди пару»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (игры формируют умение подбирать к образцу однородные парные предметы). Игры: «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик»; «Спрячь мышку» (дети ориентируются в 4-х контрастных цветах). Можно давать задания по подбору игрушек, обозначающий определённый цвет. «Найди предметы только (красного, жёлтого, зелёного цвета).
- Игры экспериментирования (песок, вода).
Можно с детьми поиграть в игру: «Тонет-не тонет»; «Разноцветная вода». Песочная терапия успокаивает возбужденных детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью.
- Наблюдения и подвижные игры:
Во время прогулки найти деревья с гладким и шершавым стволом. Поиграть в игру: «Раз, два, три к высокой берёзке беги»; «Раз, два, три к кустарнику беги». В этих играх дети закрепляют понятие «высокий», «низкий» Для того, чтобы заинтересовать малышей, надо иногда брать игрушки: куклу, мишку, зайку и т.д. тогда можно использовать такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный, жёлтый, зелёный листок»; «Принеси зайке большой или маленький листок»; «Покажи Кате, где растут ирисы, бархатцы».
Правильно развивать ребёнка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно казать необходимую помощь родителям в сенсорном развитии детей, привлекать их к участию в совместной работе. Для сотрудничества с родителями, воспитателю необходимо размещать в информационных уголках для родителей: консультации; памятки; буклеты; папки-передвижки по сенсорному развитию, проводить индивидуальные беседы, родительские собрания. |