Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 04:53

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" г.Балаково Саратовской области

Меню сайта
Категории раздела
Рекомендации медицинских работников [9]
Рекомендации воспитателей [48]
Рекомендации инструкторов по ФЗК [12]
Рекомендации психологов [21]
Рекомендации логопедов [25]
Рекомендации музыкальных руководителей [13]
Рекомендации учителей-дефектологов [3]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Запись в ДОУ
Наша страница в Ок
Мы ВКОНТАКТЕ
МОКСаратовской обл
Советуем посетить
  • "Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • "Министерство просвещения Российской Федерации
  • "Российское образование" Федеральный портал
  • Министерство образования Саратовской области официальный портал
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Сообщество "Росток"
  • Сайт Муниципального казённого учреждения "Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области"
  • Всё для детского сада
  • Дошкольник.ру
  • Детский сайт для родителей
  • Дошколёнок
  • Детские уроки
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Главная » Статьи » Для Вас, родители! » Рекомендации воспитателей

    Использование головоломки Танграм в работе с дошкольниками.

       Использование головоломки Танграм в работе с дошкольниками.

    ТАНГРАМ  - Одна из первых древних игр – головоломок. Родина возникновения Китай, возраст – более 4000 лет. В переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более  различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части. 
            Существует несколько легенд, связанных с возникновением танграма.
    Легенда первая.  Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук  выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

      Легенда вторая.
    О том, как три мудреца придумали танграм Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник Лао. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. 

     Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей. 
      Согласно третьей легенде, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана». 

        Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") Название «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии». На первых порах им пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.

         Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу 19 столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляре.
    Одним из поклонников игры был Эдгар Аллан По. Принадлежавший ему танграм сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Писатель и математик - Льюис Кэрролл также считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами. Так же, в  книге «Модная китайская головоломка» Льюис Кэрролл пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта.  Лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены он проводит долгие часы за этой забавой, «упражняя ствоё терпение и  находчивость». 

        Что же такое танграм. Попробуем дать определение танграму. Танграм -это геометрическая головоломка, состоящая из семи танов – геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей – два больших треугольника, два маленьких треугольника, маленький квадрат и четырехугольник.

        Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать следующие условия:
    •    В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.
    •    При составлении фигуры элементы не должны накладываться друг на друга.
    •    Элементы фигур должны примыкать один к другому.
    •    Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
    Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. У детей должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, видоизменять фигуры, путем разрезания и составления из частей. 

         Вот мы и познакомились с этой замечательной игрой. А теперь мы с вами превратимся в детей и поиграем. С чего начать? Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например,  из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен ориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: домик, елочка, бантик, конфетка.

    1 этап.
    Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу.
    Итак, перед вами геометрические фигуры. Внимательно осмотрите их и:
    -составьте четырехугольник из большого и среднего треугольника.
    -составьте фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников

    Через несколько занятий и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. На втором этапе дети составляют фигуры-силуэты по расчлененным образцам. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.
    Цель: учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
    Внимательно рассмотрите из каких геометрических фигур состоят части тела птицы. Попробуйте составить любую птицу из представленных в образце.

    Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Самые сложные   - это фигуры человека бегущего и сидящего. Но потренировавшись, думаю, и они станут под силу Вашим ребятам.
    Четвертый этап – создание картинки по замыслу. Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.
    С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить. 

       Игру "Танграм" можно использовать в детском саду, как на занятиях по математике, так и в свободное от занятий время на математических викторинах и досугах, в индивидуальной работе с детьми и дома, в семье. 
    В своей группе мы сначала игру “Танграм” проводили как часть занятия по математике в течение 5минут. Наблюдения за детьми во время игры подтвердили тот факт, что игра детям понравилась. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку.
    Детей это еще больше заинтересовывало. Они стали просить оставлять побольше времени для игры “Танграм”. Это позволило проводить математические досуги, викторины, соревнования, где дети играли до 20-25 минут.
    Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала, его находили в журналах “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”, в книгах З.А.Михайловой, в интернете.
    Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей.
    Несмотря на то, что у нас группа общеразвивающей направленности, в группе были ребята и с диагнозом “общее недоразвитие речи”, с плохой памятью, с малым запасом слов. Они чаще играли в одиночку. С такими детьми мы работали индивидуально, к игре подключались и родители. Результаты были неожиданными, дети стали выравниваться, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но они уже практически не отстают от сверстников в выкладывании картинок и даже опережают некоторых, победив свою застенчивость, замкнутость.
        Во время игры в “Танграм” у детей закреплялись навыки количественного счета. (Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Всего в игре 7 танов).
    Дети практически овладевали порядковым счетом. Так, если считали таны картинки: в “Ракете” сверху вниз квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте.
    Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.
    Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры “Танграм”.
    Постоянно закрепляется знание детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата и четырехугольника).
    Играя, переставляя маленькие деревянные фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.

       Закончить хотелось бы словами Мартина Гарднера. «Очарование танграма таится в простоте материала и в кажущейся непригодности его для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью».
     

    Категория: Рекомендации воспитателей | Добавил: Черняк (16.03.2022)
    Просмотров: 1158 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Книга Памяти ДОУ
    Рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    РИП
    ПИЛ
    Архив новостей
    Флагманы образован
    Независимая оценка
    Родителям
    Госуслуги on-line
    КО АБМР г.Балаково
    2023-год педагога
    Вверх
    Администратор сайта Черняк Ирина Петровна © 2024