Рекомендации для воспитателей
«У Вас в группе новый ребенок».
Любой ребенок обязательно когда-нибудь столкнется с тем, что ему предстоит попасть в новый коллектив. И тут совершенно неважно, будет это группа детского сада или новый класс в школе.
Несомненно, это сложный и достаточно длительный процесс.
И задача взрослых сделать адаптацию малыша проще и быстрее.
Помогите ребенку сформировать собственный положительный имидж в детском коллективе, особенно когда речь идет о новичке.
Для этого принимайте активное участие в выработке общественного мнения о нем, как за содействие в различных областях деятельности (вовремя прийти на помощь, продемонстрировать поддержку инициативы, обеспечить возможность реализации плана и т. д., так и ненавязчивыми положительными высказываниями типа: «У нас Андрюша никогда не забудет собрать игрушки в группе», «Чтобы я без тебя делала?», к другому ребенку: «Обратись к Андрюше, он тебе охотно поможет». Разумеется, количество таких высказываний должно быть соразмерным и касаться разных детей, иначе захваливание отдельного ребенка может привести к обратному эффекту. Чрезмерная похвала формирует у детей искаженное представление о мире и себе, и в конце концов, тормозит процессы познания своего Я и саморазвития.
2. Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу, такие как аплодисменты в ситуациях успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой пальчик за успех ребенка; разнообразные ритуальные движения (могут быть придуманы воспитателем вместе с детьми).
3. Используйте подбадривающую интонацию, поддерживающие, действия и жесты: «Я тебя понимаю!», «Чем я тебе могу помочь?», «Я уверенна следующий раз у тебя обязательно получится», «Это с каждым может случиться!», «Я с тобой!», «Ты заслуживаешь уважения», «Тебе есть за что похвалить себя», «Ты достоин доверия», «Мне кажется, ты все понял и больше так не будешь делать»; жесты - взять за руку, погладить по голове, присесть рядом, подмигнуть; поступком - пригласить к игре, поделиться игрушкой и тому подобное.
4. Стоит обогатить практику педагогической деятельности проведением ритуала утренней встречи. Цель ее заключается в том, что сразу после прихода детей в детский сад, или перед самым завтраком, или сразу после него, дети собираются вместе для общего приветствия, обсуждения занятий на день. Продолжительность этого мероприятия не более 10 мин. Именно в это время стоит позаботиться о создании позитивного настроения у детей всей группы, предложить игры, упражнения, направленные на формирование дружеских отношений, чувств симпатии и привязанности. Если эта форма работы станет традиционной, дети легко и быстро по словесному или иному сигналу будут собираться вместе.
5. Особое внимание должно быть обращено на изменение отношения к детям, которые по каким-то причинам были неуспешными в деятельности или поведении. Надо спланировать работу так, чтобы каждый ребенок переживал радостные чувства успешности. Если ребенок продемонстрировал неприемлемые формы поведения, был или агрессивным, или неискренним и вызвал негатив у других детей, стоит подтвердить ценность его как личности «Ты у нас такой самостоятельный!», «Мы привыкли тобой гордиться!» «Ты же у нас молодец!», вместе с тем нужно признать недопустимость такого поведения. Детей группы нужно успокоить и объяснить, что он не хотел, чтобы так получилось, но тот пока не умеет правильно себя вести.
6. Новичка чаще приглашайте их к совместным действиям, одновременно с уважением относитесь к его желанию побыть в одиночестве. Выделите время в течение дня для индивидуального общения, помогите ему найти друзей, предложите заняться чем-нибудь интересным. Сделайте так, чтобы он периодически попадали в центр внимания всей группы, например, поручите именно ему дежурства, ответственными за совместную работу, заводить колонну детей в зал.
7. Применяйте в своей практике игры и упражнения на сплочение детского коллектива. |