Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 03:08

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" г.Балаково Саратовской области

Меню сайта
Категории раздела
Рекомендации медицинских работников [9]
Рекомендации воспитателей [48]
Рекомендации инструкторов по ФЗК [12]
Рекомендации психологов [21]
Рекомендации логопедов [25]
Рекомендации музыкальных руководителей [13]
Рекомендации учителей-дефектологов [3]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Запись в ДОУ
Наша страница в Ок
Мы ВКОНТАКТЕ
МОКСаратовской обл
Советуем посетить
  • "Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • "Министерство просвещения Российской Федерации
  • "Российское образование" Федеральный портал
  • Министерство образования Саратовской области официальный портал
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Сообщество "Росток"
  • Сайт Муниципального казённого учреждения "Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области"
  • Всё для детского сада
  • Дошкольник.ру
  • Детский сайт для родителей
  • Дошколёнок
  • Детские уроки
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Главная » Статьи » Для Вас, родители! » Рекомендации логопедов

    Развитие фонематического слуха.

    Развитие фонематического слуха.

       Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха.
       Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у ребенка, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.
    Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

    1.Узнавание неречевых звуков.
    Игра: «Шумящие мешочки»

    Вместе с ребенком насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
    Игра: «Волшебная палочка»
    Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.
    Игра: «Похлопаем»
    Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

    2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
     Игра: «Три медведя»
    Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

    3.Различение сходных по звучанию слов.
    Игра: «Верно – неверно»

    Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

    4. Различение слогов.
    Игра: «Похлопаем»

    Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.  Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
    5. Различение звуков.
    Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит -  з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.  

    Артикуляционная гимнастика.
    Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, каждое  из которых выполняется 3раза по 10 секунд.
    Сказка про язычок
    Жил-был язычок (показали — спрятали язычок).
    Жил язычок в домике (показали зубы, губы в улыбке), вокруг домика стоит крепкий забор с воротами (губы «трубочкой»).
    Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз)
    Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).
    Набегался, стал прыгать (цокать).
    А теперь пошлёпаем язычок губами (язык на нижней губе, шлёпать губами: пя-пя-пя).

    «Сдуй ватку с ладошки»
    Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.
    Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола.
    «Рыбка шевелит губами».
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Смыкать и размыкать губы.
    «Улыбка»
    Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).
    «Улыбка-трубочка»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Чередовать до 10 раз.
    «Лопаточка»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
    «Иголочка»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
    «Вкусное варенье»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу ,затем нижнюю губу.
    «Поймаем мышку»
    Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
    , и сдуть ватку на противоположной стороне стола.
    «Заборчик»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
    «Расческа»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
    «Маляр»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
    «Шарик»
    Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    Надуть щёки, сдуть щёки.

    «Крестик»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
    «Часики»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
    «Блинчик»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
    «Лошадка»
    Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
    Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).
    «Барабанщик»
    Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами – "дэ-дэ-дэ..."
    «Ветерок»
    Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики.
    На кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
    «Качели»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
    «Поиграем на губах»
    Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
    «Котенок лакает молоко»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
     «Загнать мяч в ворота»
    Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики.
    Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.
    «Посчитаем нижние зубки»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.
    «Киска сердится»
    Цель: развитие артикуляционной моторики.
    Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.
    «Пароход  гудит»
    Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-
    ы..."

    Категория: Рекомендации логопедов | Добавил: Черняк (24.01.2020)
    Просмотров: 657 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Книга Памяти ДОУ
    Рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    РИП
    ПИЛ
    Архив новостей
    Флагманы образован
    Независимая оценка
    Родителям
    Госуслуги on-line
    КО АБМР г.Балаково
    2023-год педагога
    Вверх
    Администратор сайта Черняк Ирина Петровна © 2024