В детском саду «Ладушки», наряду с группами общеразвивающей направленности (12 групп), реализующими дошкольную основную образовательную программу ДОУ, функционируют две логопедические группы. Работа в этих группах ведется по специальной коррекционной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, к которым относится общее недоразвитие речи (ОНР). Механизм отбора детей, нуждающихся в специальных условиях (по специальной программе), работает следующим образом.
Специалисты детского сада (учителя - логопеды, медицинские работники, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию) и воспитатели, работая в тесном контакте, выявляют детей с особыми образовательными потребностями. Дети с ООП - это дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так и дети с отклонением в поведении, с нарушениями речи, слуха и т.д. Таким детям нужны обходные пути получения знаний, умений и навыков, которыми дошкольники, развивающиеся в пределах возрастной нормы, способны овладеть по общеразвивающей программе.
Выявив таких детей, специалисты на консилиуме принимают решение о необходимости дополнительной работы в рамках основной образовательной программы детского сада, либо о направлении на Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
ТПМПК, проведя силами специалистов центра комплексное обследование, выдает Заключение с присвоением ребенку статуса ОВЗ (ребенок с ограниченными возможностями здоровья), определением проблемы (ОНР, ЗПР и др.) и определением рекомендуемой программы обучения.
Специалисты детского сада не имеют полномочий ТПМПК. Только получив документальное заключение территориальной комиссии «Ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Общее недоразвитие речи III уровня» дошкольник зачисляется на два года в логопедическую группу ДОУ для работы по Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ДО для детей с ТНР). АООП – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Что же такое ТНР и ОНР?
Грамотная речь ребенка - это не только правильное произношение звуков. Это достаточный (по возрасту) словарь, включающий номинативные слова, абстрактные и обобщающие понятия, образные выражения и т.п. Это умение грамотно выстроить текст, согласовав все члены предложения. Это способность пересказать текст, составить описательный рассказ по картине, серии картин; способность к творческому рассказу и рассказу из личного опыта.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи.
ОНР — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
— позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
— речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
— экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли и другие признаки.
Степень ОНР определяется уровнями. I уровень ОНР – это дети с отсутствием речи. Общее недоразвитие речи III уровня - характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “Мамой ездиляасьпак. А потом ходиля де летька, там звяна. Потом асьпалькинебили. Потом посьли пак”. (“С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”).
Отсутствие нескольких звуков или группы звуков, либо их искажение – это фонетическое недоразвитие речи (ФНР). Нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Данный дефект не относится к тяжелым нарушениям речи, так-как нарушена не вся система языка, а только звуковая ее сторона. Дети подготовительных к школе групп, у которых остались не сформированными отдельные звуки, получают коррекционную помощь в условиях логопедического пункта.
Если у вашего ребенка нарушено произношение звуков, то по таблице можно определить, обусловлено нарушение произношения возрастом – физиологические замены звуков (что является нормой), либо становление звуков задерживается в развитии (может быть обусловлено общим физическим недоразвитием, частыми соматическими заболеваниями), либо это патологическое нарушение, что может быть связано с нарушением восприятия звуков, недоразвитием фонематического слуха.
Появление звуков у ребёнка |
Звуки раннего онтогенеза:
гласные звуки: А, О, У, И, Э
согласные губные: М, П, Б, Мь, Пь, Бь
заднеязычные: К, Г, Х, Кь, Гь, Хь,Й
переднеязычные: Н, Т, Д, Нь, Ть, Дь
губно-зубные: В, Ф, Вь, Фь
|
Звуки среднего онтогенеза:
гласный Ы
дифференциация по мягкости и твёрдости усвоенных согласных
|
Звуки позднего онтогенеза |
Возрастная норма появления звуков |
Пример слова |
физиологические
замены (норма)
|
Пример слова при замене звука |
Патологические замены
(не норма)
|
Пример слова |
3 года С |
СОН |
С, Т, Ть |
сен, тон, тен |
Ф, Х |
фон, хон |
3 года З |
ЗУБ |
З, Д, Дь, Ж |
зюб, жюб, дуб, жуб |
В, Х |
вуб,хуб |
4 года Ш |
ШАПКА |
С, Сь, Т, Ть |
сапка,тапка, сяпка, тяпка |
ф, Х |
фапка, хапка |
4 года Ж |
ЖУК |
З, Зь, Д, Дь |
зук, зюк, дук, дюк |
В, Х |
вук, хук |
4 года Ц |
ЦАПЛЯ |
Ч, С, Сь |
чапля, сапля, сяпля |
Ф, Х |
фапля, хапля |
4-5 лет Ч |
ЧАСЫ |
Ц, С, Сь |
цасы, сасы, сясы |
Ть |
тясы |
4-5 лет Щ |
ЩУКА |
Сь, Ш |
сюка, шука |
Ть |
тюка |
5-6 лет Л |
ЛУНА |
В, Ль, Й |
вуна, люна, йуна |
Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р |
дуна, гуна, нуна, уна, эуна, руна |
5-6 лет Ль |
ЛЕС |
Й, В |
йес, вес |
Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р |
дес, гес, нес, уес, ыес, эес, рес |
5-6 лет Р, Рь |
РАМА, РИС |
Л, Ль, Й |
лама, йама. ляма, лис, йис |
Д, Г, Н, У, Ы, Э, |
дама, гама, нама, дис, ыис, гис, нис |
Уважаемые родители! Если у вас остались вопросы по данной теме, обращайтесь непосредственно за консультациями к специалистам или пишите на электронную почту детского сада. Мы всегда готовы помочь вам в развитии и воспитании ваших детей! |