Большую часть жизни люди посвящают работе. Это естественно, потому что тело и разум человека созданы для активной деятельности.
Однако работа требует усилий, а постоянные усилия вызывают утомление и напряжение; кроме того, однообразная работа быстро надоедает и вызывает скуку. Поэтому людям необходимо свободное время, чтобы расслабиться, отдохнуть и заняться чем нибудь приятным и интересным.
Отдых и развлечения позволяют расслабиться, и избавится от нервного напряжения, делают нашу жизнь приятнее и разнообразнее - все это способствует улучшению самочувствия.
Обычно в городе есть места, специально предназначены для отдыха и развлечения жителей, где люди проводят свое свободное время, отдыхают на пляжах, в скверах и парках, читают книги в библиотеках, занимаются спортом в спортивных центрах, ходят в кино и театры.
И дети, и взрослые должны стремится найти себе интересное занятие для проведения свободного времени и при этом не забывать о занятиях спортом. В жизни множество оригинальных методик, способов, рецептов, упражнений для организаций досугов. Могу посоветовать самый простой, домашний. Родителям можно выбрать время и рассказывать своим детям о своем детстве. Прелесть детства, как отличного антидепрессанта в том, что оно никуда не исчезло, а живо глубине памяти. Где – то там «записаны» счастливые детские мгновения, яркие детские сны.
«Будьте как дети, только тогда войдете в Царствие Небесное»…
Целительны для души воспоминания детства. Наше поэтическое светило Александр Пушкин не раз признавался друзьям, что как только он попадает в Москву, то обязательно спешит в места своего детства. Поэт отмечает, что во время этих прогулок душа его ликует, а сердце бьется, на удивление, сильно и радостно.
Можно утверждать, что без периодических путешествий в детство, вообще нельзя говорить ни о каком душевном здоровье и внутренней гармонии. Детям открыто больше, чем взрослым, без постоянного совета с ребенком внутри себя жизнь никогда не будет по – настоящему осмысленной и гармоничной.
В чем же секрет омолаживающего воздействия детских воспоминаний? Детство не знает угнетающих «взрослых» привычек, дел, повседневных обязанностей, «заезженности» и однообразия взрослой жизни.
Самая страшная пытка взрослой жизни – пытка предсказуемостью. Какие наши главные мотивы, побуждения, оценки действительности?
- Надо работать!
-Надо деньги зарабатывать!
-День прошел и славу Богу!
-Все там (на кладбище) будем.
-«нет ничего нового под солнцем».
Когда все уже по взрослому понятно, логично и неотвратимо, становится невыносимо, уныло и страшно на душе. А в детстве все ново, волшебно и интересно.
Посмотрите на это фото. Это день рожденье Никиты Дмитриева, которое организовала его мама, в детском саду пригласив Джека Воробья!
Это способ поднять настроение. Никита и его сверстники были «волшебниками», упражнялись в остроумии, в силе, выносливости, решительности, смелости. «Джек Воробей» жил для ребят в фильмах» и мультиках, а тут живой, веселый, удалой. Это день рождения одарило детей замечательной привычкой – удивляется всегда, всему и везде, и это лучшее лекарство для души.
![](/11.bmp)
![](/12.bmp)
Само слово досуг- это свободное от работы время. Но мудрые люди говорят: Свободное время никогда
не бывает свободным от
воспитания.
Время ребят никогда не может быть вакуумом, оно обязательно чем-то заполнено. Часто полезным и интересным делом, иногда пустым и вредным. Плохо, когда ребята, имея свободное время, бездельничают, пассивно созерцают мимолетные впечатления. Решить такую нравственную проблему поможет досуг. В детском саду в течение дня не трудно спланировать детскую занятость, так как существует режим дня. В нем есть время, отведенное для культурно - досуговой деятельности детей, в которую входит: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Я поставила перед собой задачу развития у детей способности распределять свои силы между умственным трудом, физическими нагрузками и отдыхом. К.Д. Ушинский писал:
«Отдых после умственного труда
нисколько не состоит в том, чтобы
ничего не делать, а в том, чтобы
переменить дело…»
в своей работе я опиралась на «Программу развития и воспитания детей в детском саду» «Детство», на «План – Программу образовательной – работы в детском саду» под редакцией З.И. Михайловой.
Специфика детской досуговой деятельности состоит в том, что она тесно связана со всей жизнью ребенка: игрой, трудом, отношением к товарищам и т.д. у дошкольников досуг в основном заполняется игрой. Я выделила два основных направления в игровой деятельности досуговых игр:
1. Игры, связанные с исходной инициативой взрослого;
2. Игры народные, традиционные для русских праздников и гуляний.
Классификация досуговых игр детей
(примерный вариант)
![](/13.bmp)
Самостоятельный ребёнок в любой деятельности независимый, решительный. Этот ребёнок обладает собственной инициативой. Ребёнок использует собственные силы и действует без посторонней помощи, без чужой помощи. Чтобы добиться результата приучаю детей, объединяться в небольшие группки, рассказывать друг другу эпизоды из любимых книг, загадывать и отгадывать загадки, самостоятельно рассматривать картинки в альбомах, книгах, обсуждать их содержание
Обязательно развиваю желание самостоятельно заниматься рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией и раскрашивать картинки в книжках «Раскраски».
Поддерживаю желаннее детей петь, танцевать, играть с музыкальными инструментами, музицировать индивидуально и небольшими группами; организую «концерты» и игру в музыкально-дидактические игры, привлекаю к изготовлению поделок, масок, а для утренников, инсценировок и вечеров, оформлению групповой комнаты.
С помощью данных приёмов развития самостоятельной художественной деятельности у детей формируется эстетическое восприятие, способность различать и усваивать явления окружающего мира, эмоциональная отзывчивость, пластика ритмических движений, яркая выразительность речи, художественно-творческие способности: талант, дарование.
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка, бабушка, старшие братья и сёстры – формируют личность ребёнка с раннего возраста. Членов семьи объединяет кровное родство, общие интересы, ответственность за воспитание детей.
Во многих художественных произведениях отражено влияние старших членов семьи на личность ребёнка. Вспомним повесть А.М. Горького «Детство», в которой писатель рассказывает о своей бабушке, о её влиянии на внука, живущего в тяжёлых условиях. Герой повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова - внука» вспоминает, как будучи ещё ребёнком, он стал замечать большую перемену в своей бабушке после смерти её мужа. Как-то услышал он разговор отца с матерью: « Да, уж совсем не та матушка! Видно ей недолго жить на свете». – Ему стало жаль бабушку, он сказал: «Надо бабушку утешить, чтоб ей не было скучно!». Отец тотчас же откликнулся на слова сына: «А вы бы с сестрой почаще к ней ходили, старались бы её развеселить!. И с тех пор дети по нескольку раз в день бегали к бабушке, разговаривали с ней, собирали по совету взрослых любимые её ягоды и грибы. Бабушка становилась всё общительнее, ласковее со своими внуками. В книге «Повесть о сыне» Е.Н. Кошевой – матери Героя Советского Союза Олега Кошевого – есть прекрасные страницы о влиянии на мальчика его деда. Дедушка очень любил природу, умел раскрывать перед ребёнком её тайны: рассказывал о цветах и хлебах. О том, как произрастают травы, о далёких землях и птицах. Дедушка побудил в Олеге любовь к своей Родине.
Достойное поведение взрослых в семье, свободное времяпрепровождение служат для ребёнка примером подражания, формирует такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость.
Современные бабушки и дедушки обладают большим жизненным опытом. Для воспитания внуков гдавным является их нравственный облик. Доброта и справедливость, любовь к труду, ответственность за хорошие результаты, честность и скромность – те качества, которыми должны обладать старшие члены семьи. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать их к участию в интересных и полезных делах во многом зависит авторитет дедушек и бабушек. Как правило, они стремятся оказать помощь молодой семье: берут временно внуков к себе, проводят с ними отпуск. Порой активно участвуют в благоустройстве детской игровой площадки во дворе около дома. Возможно, в ущерб себе и своему отдыху выполняют полезное общественное дело, для того, чтобы не только родные внуки, но и другие дети живущие в этом дворе, проводили с пользой. Укрепляет отношение родных проведение праздников. Во многих семьях существует традиция совместного хорового пения, игры на музыкальных инструментах, проведения игр, состязаний на смекалку, ловкость, а в подготовке, например, к Новому Году, ко дню рождения готовить ёлочные игрушки, принимать участие в театрализованном представлении, организатором которого станет бабушка, а участниками – все члены большой семьи.
Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своём детстве. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии.
Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии: гимнастёрку, пилотку военных лет, трудовые и боевые ордена, медали, почётные грамоты, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с внуками и детьми, беседуют.
Такое общение важно для ребёнка. Оно усиливает его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию.
Бабушки и дедушки часто совершают прогулки в парк, на дачу, ходят в зоопарк, в цирк с внуками. Постоянно будят воображение детей, включая их во все события семейной жизни, направляют к благополучию.
|