Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 12:09

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" г.Балаково Саратовской области

Меню сайта
Категории раздела
Рекомендации медицинских работников [9]
Рекомендации воспитателей [48]
Рекомендации инструкторов по ФЗК [12]
Рекомендации психологов [21]
Рекомендации логопедов [25]
Рекомендации музыкальных руководителей [13]
Рекомендации учителей-дефектологов [3]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Запись в ДОУ
Наша страница в Ок
Мы ВКОНТАКТЕ
МОКСаратовской обл
Советуем посетить
  • "Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • "Министерство просвещения Российской Федерации
  • "Российское образование" Федеральный портал
  • Министерство образования Саратовской области официальный портал
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Сообщество "Росток"
  • Сайт Муниципального казённого учреждения "Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области"
  • Всё для детского сада
  • Дошкольник.ру
  • Детский сайт для родителей
  • Дошколёнок
  • Детские уроки
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Главная » Статьи » Для Вас, родители! » Рекомендации психологов

    Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

    "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста".
     

      Проблема детской агрессивности является более чем актуальной как для педагогов, так и для родителей. 
    Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
    Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
    Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.
    Агрессивные действия выступают в качестве:
    •    Средства достижения какой – либо значимой цели; 
    •    Способа психологической разрядки; 
    •    Способа удовлетворения потребности в самореализациии, самоутверждении.
    Виды агрессии
    В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию. Остановимся на краткой характеристике этих видов.
    Вербальная агрессия.
    1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение и угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных фантазиях.
    •Жалобы («А Вова меня стукнул», «А Петров тарелку не отнес свою»);
    •Демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи», «Надоел», «Отстань»);
    •Агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, за тобой придет полицейский», «Я тебя сейчас поймаю и отправлю в космос, будешь там один мерзнуть»).
    2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого человека.
    •Дразнилки («ябеда-корябеда», «поросенок» и т.д.);
    •Оскорбления.
    Физическая агрессия
    1. Косвенная физическая агрессия:
    •Разрушение продуктов деятельности другого (разрушение постройки из кубиков, замазывание чужого рисунка краской и т.д.);
    •Уничтожение или порча чужих вещей (удары по столу, за которым сидит другой ребенок, бросание на пол чужой игрушки и т.д.).
    2. Прямая физическая агрессия – непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Может принимать символическую и реальную форму:
    •Символическая агрессия – угрозы и запугивание (показывание кулака, желание напугать);
    •Прямая агрессия – непосредственное физическое нападение (драка, укусы, царапание, хватание за волосы, бросание предметов – палок, игрушек в другого ребенка).
    Еще выделяют аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждениий).
    Причины агрессивности у ребенка: 
    Наследственно – характерологические факторы:
    а) наследственное аффектно – возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребенка;
    б) особенности нервной системы;
    в) некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
    Социально – бытовые:
    а) неблагоприятные условия воспитания;
    б) неадекватно – жесткий родительский контроль;
    в) враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
    г) конфликт между супругами.
    Ситуационные: 
    а) реактивность на присутствие новых взрослых или сверстников;
    б) чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
    в) введение ограничений в поведении ребенка.
    Психологи с большой уверенностью предполагают, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка все-таки играет семейная среда и воспитание. 
    Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют: 
    •    Скандалы в семье;
    •    Применение физической силы во время семейных ссор;
    •    Грубое, жестокое обращение с ребенком;
    •    Привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т.п.
    •    Просмотр боевиков, сцен насилия как художественных, так и в мультипликационных фильмах
    •    Одобрение агрессивного поведения, как способа решения конфликта, проблемы: «А ты его ударь», «А ты, что отнять не можешь?»
    Работа с агрессией
    Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе
    Экспресс-приемы:
    •    Твердо произнесите: «Стоп, стоп, стоп». Это привлечет внимание ребенка.
    •    Посмотрите ребенку в глаза и спокойным тоном спросите: «Это большая проблема, средняя или маленькая?». Этот прием помогает переключиться с бурных эмоций и начать обсуждать ситуацию.
    •    Прервите агрессивное поведение ребенка неожиданным действием. Например, свистните в свисток, внезапно пробегитесь в сторону от ребенка, наклонитесь и скажите шепотом ему в ухо любое слово, которое не относится к ситуации (например, «кошка»).
    •    Простое задание (например, «Принеси две машинки»).
    •    Фокусировка на вкусе, запахе, слухе, видении, ощущении («Смотри, камаз едет»).
    •    Включаем логику: «У меня на руке 6 пальцев?» «Корова говорит «гав»?
    •    Используем юмор «Где у тебя капризулька? Давай найдем», «Давай из-за тучки выйдет солнышко», «Давай включим солнышко».
    •    Громко спросите, кто хочет пить.
    •    Используйте терапевтические возможности игры: предложите вместе поиграть – построить и разрушить сооружения из песка или снега, посоревноваться в догонялки или «выше ножки».
    •    Скажите детям в группе с обычной громкостью: «Хлопните в ладоши один раз те, кто меня слышит». Скорее всего, вас услышат всего несколько детей, но их хлопки привлекут внимание остальных. Тогда произнесите: «Хлопните в ладоши два раза те, кто меня слышит». После этого можно предложить детям прохлопать в ладоши простой ритм или быстро перейти к игре (например, предложите дотронуться до чего-то деревянного, круглого, маленького и т. п.). 
    •    Вовлечь второго взрослого
    Часто помогает, когда в момент истерики ребенка вмешивается другой взрослый, который отсутствовал при ее начале. Второму взрослому легче сохранить спокойствие и показать ребенку свое понимание, переключить его на что-то другое.
    •    Важно дать выход агрессивности. Можно предложить:
    1.    подраться с подушкой;
    2.    использовать физические силовые упражнения;
    3.    рвать бумагу;
    4.    нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
    5.    использовать «мешочек или стаканчик для криков»;
    6.    поколотить стол надувным молотком, в боксерскую грушу и т. д.
    •    Обозначить ребенку проблему
    Когда ребенок успокоится, выясните причину его капризов – как ее понимает сам ребенок. Скажите, например: «Ты рассердился, потому что…», «Тебе было трудно дождаться…, но у нас по расписанию должно было быть…, а потом только…»
    !!! Педагог
    Независимо! от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих педагогов по отношению к нему.
    •    Сохраняет спокойствие
    В момент истерики ребенка ничего не доказывайте ему, не повышайте голос, не паникуйте, не жалейте его. Ровным тихим голосом скажите: «Я понимаю, что ты хочешь эту игрушку, ты обижаешься на меня, что я ее тебе не даю, но…» Этим вы покажете ребенку, что вы его понимаете.
    •    Визуальный и тактильный контакт
    НЕ !!!
    •    Не пытается остановить ребенка разговором.
    В момент агрессии не спрашивайте ребенка, почему он так себя ведет, и не читайте ему нотацию – это только усилит нежелательное поведение. Что-то доказывать и объяснять ребенку в этот момент бесполезно – сейчас он не способен адекватно воспринимать информацию. 
    •    Не повышает голос. 
    •    Не оскорбляет ребёнка, чтобы не спровоцировать вспышку.
    •    Не применяет физическую силу: не дергайте за руку, не трясите ребенка – это только усугубит ситуацию.
    •    Не угрожает ребенку
    Не угрожайте ребенку полицией, заведующей детским садом или тем, чего или кого ребенок боится. Не снимайте вспышку агрессии на видео и не угрожайте, что покажете его родителям или авторитетному для ребенка взрослому.
    •    Не занимает негативную позицию по отношению к ребенку (чувство неприязни)
    Портрет агрессивного ребенка
    Вспышка агрессии вовсе не означает, что ребенок агрессивен. Но если она проявляется часто, то следует обратить внимание на следующие критерии:
    Ребенок часто:
    •    теряет контроль над собой;
    •    спорит, ругается с взрослыми;
    •    отказывается выполнять правила;
    •    сердится и отказывается сделать что-либо;
    •    специально раздражает людей;
    •    обвиняет других в своих ошибках;
    •    завистлив, мстителен; 
    •    чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
    Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее полугода в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
    Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании своевременной и посильной помощи ребенку.
    Найти причину агрессивного поведения у ребенка
    Первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин его поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. 
    Когда вспышки агрессии у ребенка происходят часто, важно понять, происходит ли это по вине родителей, вследствие заболеваний, из-за социальных факторов или возрастных кризисов. Обычно, чтобы устранить агрессивность у ребенка, родителям нужно изменить методы воспитания. Важно дать понять ребенку, что его любят. 
    Работая с агрессивными детьми, необходимо наладить контакт с семьей. Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:
    -информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
    -обучение эффективным способам общения с ребенком.
    Преодоление агрессивного поведения детей
    1.    Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
    Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее.
    Воспитатели считают детскую агрессию недопустимой, говорят детям «перестань злиться», «нельзя вредничать», «не смей драться!». Но ребенок не может усилием воли не злиться. Иногда он подавляет внешнее выражение агрессии, но агрессия никуда не денется и найдет возможность выйти наружу. Через некоторое время ребенок «срывается», агрессия становится неконтролируемой. 
    Помочь детям доступным способом выразить гнев могут:
    •    Физическая активность 
        подраться с подушкой, выбить пыль из нее; 
        топать ногами, пинать ногой картонную коробку или пластиковую бутылку;
        пометать мешочки, легкие мячики, дротики в мишень;
        резиновые молоточки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу;
        комкать и швырять газету или бумагу;
        игры-задания «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»;
    •    «Воздействие на обидчика» (нарисовать, слепить обидчика, а потом смять, порвать и т.д.);
    •    Кропотливая деятельность (рвать бумагу на мелкие части, полить цветы, постирать белье);
    •    Выплеск агрессии через голос, дыхание – громко петь песню, пускать мыльные пузыри, медленно дышать, использовать «мешочек (стаканчик) для криков», надуть шарик со всем гневом и лопнуть;
    •    Втирать пластилин в картонку или бумагу.
    Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
    Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения воспитателя, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
    Существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка: игры с песком, водой, глиной. Длительные прогулки с лазаньем по всему, на что он может залезть без риска для жизни, спортивная секция, домашний гимнастический уголок для такого ребенка просто необходимы.
    В качестве профилактики необходимо регулярное проведение подвижных игр, направленных на преодоление агрессивности у детей дошкольного возраста.
    2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
    Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.
    Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.
    Необходимо учить детей распознавать свое эмоциональное состояние при помощи игр, направленных на эмоциональное развитие. В группе создать «Уголок Настроения», где дети могут указать свое состояние.
    Еще один способ научить ребенка понимать свои эмоции – рисование на темы «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместите на мольберте нарисованные фигурки людей в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Если ребенок верно «расшифрует» послание своего тела, он сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт. 
    3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.
    Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень способности чувствовать состояние другого человека, вставать на его позицию. Поэтому так важна работа воспитателя по развитию у ребенка сочувствия и доверия. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, разыграв эту ссору с помощью сказочных персонажей или других героев.  А затем попросить детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.
    Показывайте детям в игре разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай»), а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»). 
    •    Старайтесь стимулировать гуманные чувства у ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, обращайте внимание на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.
    •    Приучайте ребенка нести ответственность – «отрабатывать» за свое агрессивное поведение (А теперь иди, извинись, погладь по голове, пожми руку, предложи игрушку обиженному тобой ребенку).

    Задача педагогов и родителей  - научить детей  выходить из конфликтных ситуаций, развить коммуникативные формы общения.
    Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный по времени характер. И успех будет иметь только при тесном взаимодействии всех взрослых, окружающих ребенка, владеющих правильными способами регуляции поведения.

    Категория: Рекомендации психологов | Добавил: Черняк (10.02.2022)
    Просмотров: 326 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Книга Памяти ДОУ
    Рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    РИП
    ПИЛ
    Архив новостей
    Флагманы образован
    Независимая оценка
    Родителям
    Госуслуги on-line
    КО АБМР г.Балаково
    2023-год педагога
    Вверх
    Администратор сайта Черняк Ирина Петровна © 2024