Воспитание доброты у дошкольников средствами музыки.
Консультация для родителей.
«Доброта - это солнце, которое
согревает душу человека.
Всё хорошее в природе - от солнца,
а всё лучшее в жизни – от человека»
М. Пришвин
Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она воспитывается в детях?
Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и слышит, и спешит на помощь. Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.
Дошкольное образование, как и вся система в целом, находится сейчас в поиске: как в сложнейших социально-экономических условиях сохранить радостный мир детства, как вырастить ребёнка здоровым физически и нравственно?
Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.
«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, - отмечал В.Сухомлинский, - важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».
Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.
Нет абсолютно никакого сомнения в том, спокойная музыка - делает ребёнка вдумчивым, рассудительным, побуждает делать добрые поступки. Отдельное внимание уделим классической музыке, которая является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Рекомендуется чаще слушать классическую музыку.
Классические произведения можно слушать, когда ребёнок играет или рисует, лепит что-то из любого материала, которого сейчас очень много в продаже. А может – быть вам просто с ребёнком захочется посидеть, обнявшись в кресле и помечтать. После совместного слушания такой музыки, я думаю ребёнок не захочет делать что-то дурное.
В данной публикации хочется предложить вам вместе с ребёнком послушать не только классические произведения, но и песни современных композиторов. Эти песни также посвящены доброте. Те произведения, которые хочется порекомендовать, можно легко найти в интернете. Вот перечень этих песен, которые вы будете не только пассивно слушать, но и незаметно начнёте подпевать всей дружной семьёй: «Песня о доброте» (из м.ф. «Загадочная планета»); «Песня «Доброта нужна всем людям»; ещё одна песня которую любят многие наши дети «Целовака-прижимака»; «Песня о доброте» из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика»; «Улыбка» В. Шаинского , «Не обижайте муравья» З.Абелян
Вы спросите: «А когда же эти песни петь?». Поводом для исполнения может быть любой режимный момент в жизни ребёнка.
Можно подпевать, а можно просто слушать или пританцовывать, когда вы только проснулись или готовитесь, например, к завтраку. Чем не подмога для хорошего настроения песня. Песни о доброте можно петь и во время семейных ужинов или обедов – это тоже доставит вам много радостных и беззаботных минут. Люди всегда пели и во время пикников, на лоне природы.
Не забывайте о доброте, дарите друг другу радость в наше непростое время и жить станет легче и интереснее! Я верю – у вас, дорогие мамы и папы, всё получится.
Литература:
1. Богданова О. С., Катаева Л. И. «О нравственном воспитании детей»
2. Ларионова С.О. Дзацило Ю.А. «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду».
3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
4. О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
5. Т.Ф. Яркина «Актуальные проблемы социального воспитания»
6. Н.А.Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении» |