Программное содержание:
1.
Расширить
и уточнить представления детей о зимних изменениях в природе.
2.
Закрепить
знания детей о зимующих птицах, о необходимости их подкармливать зимой.
3.
Учить
детей выразительно читать стихи, воспитывать интонационную выразительность
речи.
4.
Упражнять
детей в образовании слов: снежинка, сосулька, лыжи, коньки и т.д.
5.
Совершенствовать
умение применять дидактические игры на заданную тему.
6.
Воспитывать
любовь и бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: привлекать к работе малоактивных детей.
Активизация словаря: снежная, морозная, вьюжная, ветреная,
хмурень, лютовей, снеговей.
Предшествующая работа: занятия, наблюдения, на прогулках за
сезонными изменениями в природе, чтение книг, заучивание стихов, пословиц,
поговорок о зиме. Загадывание загадок. Проведение дидактических, словесных,
подвижных и хороводных игр.
Материал: демонстрационный и раздаточный материал к дидактической игре
«Накорми зимующих птиц», демонстрационный материал к дидактической игре «Что
лишнее?».
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках за столами. Читаю
детям стихотворение о зиме:
« Утром на лужицах тонкий ледок,
В воздухе кружится первый снежок.
Вышли ребята из детского сада,
Первый снежок - ребятишкам отрада.
Вьется на улице легкий пушок,
Дети любуются ~ как хорошо!»
Ребята, о каком времени года я вам прочла
стихотворение?
А как вы догадались, что стихотворение о
зиме?
Какое сейчас идет время года?
Какой сейчас идет зимний месяц?
Перечислите по порядку зимние месяцы.
Стук в дверь.
Заходят зимние месяцы в костюмах декабрь, январь и февраль.
Обращаю внимание детей на то, что к нам
пожаловали в гости братья - месяцы,
Первый месяц говорит: «Я Декабрь, первый зимний месяц. В народе
меня называют «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи
длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках.
Недаром говорят: ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь - с
мосточками. Второй месяц говорит: «Я Январь, второй зимний месяц. Лютует
стужа,трещат морозы, а под
ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютовей». Месяц январь - зимы Государь. Третий
месяц говорит: «Я Февраль, последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные
ветры гонят по земле снежную поземку.
В старину февраль называли «снеговей». В феврале день становится
длиннее.
Ребята, как в народе называется декабрь?
Как называют в народе январь?
А как называют февраль?
(Хоровые проговаривания)
Присаживайтесь,
братцы - месяцы, будете нашими гостями. Ребята на
занятии
будут много рассказывать о зиме и зимних месяцах. А вы
послушайте, что ребята знают о вас.
Ребята, какая бывает зима? (Морозная, суровая,
снежная, ветреная, вьюжная и т.д.).
Что происходит с деревьями и
кустарниками зимой? (Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых листьях
лежит снег).
А какие деревья остаются
по-прежнему зелеными? (Ель и сосна).
Что происходит с лесными зверями? (Они
укрываются от холода в дуплах, норах или зарываются в глубокий снег).
Кому
мы помогаем прокормиться в зимнее время? (Птицам. Они перебираются
зимой поближе к жилью людей).
Каких зимующих птиц вы
знаете? Как мы им помогаем?
Ребята,
сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Покорми зимующих
птиц».
Ребята,
сейчас к вам на ладошку прилетит птица, вы должны рассмотреть
ее и назвать. (Дети поочередно выходят к мольберту, «сажают»
птиц в кормушку).
У
нас получилась птичья столовая. Какие птицы прилетели на
кормушку?
(Синицы, воробьи, голуби и т.д.).
Заканчиваю
игру чтением стихотворения А.Яшина
«Покормите птиц».
«Покормите птиц зимой.
Пусть
со всех концов
К
вам слетятся, как домой,
Стайки
на крыльцо.
Не
богаты их корма:
Горсть
зерна нужна,
Горсть
одна- и не страшна
Будет
им зима.
Сколько
гибнет их- не счесть,
Видеть
тяжело,
А
ведь в нашем сердце есть
И
для птиц тепло».
Дети,
что происходит с реками и озерами зимой? (Покрываются
толстым
льдом).
Зимой у детей много веселых
забав. Какие из них вы знаете?
Ребята, а сейчас представьте, что вы
лыжники и бежите по лыжне.
Приглашаем присоединиться и братьев -
месяцев. Пробежали по лыжне,
идем кататься на каток на коньках, затем
дети играют в снежки. Затем дети
садятся на свои места.
А сейчас, ребята, поиграем в словесную
игру «Доскажи словечко» - снежин –ка, вью
- га,
гор - ка,
сосуль - ка,
лы - жи,
конь - ки,
сан - ки,
шай - 6а, клюш- ка. Дети хором
договаривают слова.
Ребята, а какие мы отмечаем зимой
праздники? (31 декабря - Новый год, 7
января - Светлый Праздник Рождества
Христова, 23 февраля - День
Защитника Отечества).
Дети, в конце февраля люди прощаются с
зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленица - это
праздник встречи с солнышком.
Дидактическая
игра «Что лишнее?».
Вот
братцы - месяцы, сколько ребята знают о зиме и зимних месяцах.
Месяц
Декабрь спрашивает. «А стихи о зиме вы знаете?».
Дети
читают (2 -3 ребенка) программные стихи.
Месяц
Январь спрашивает: «А загадки вы отгадывать умеете?».
Без
рук, без глаз, а рисовать умеет (Мороз).
Белая
скатерть все поле укрыла (Снег).
Висит
за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной
(Сосулька).
Месяц Февраль спрашивает: «А какие вы
пословицы и поговорки про зиму знаете?».
Дети
перечисляют пословицы и поговорки о зиме.
Братья - месяцы хором спрашивают: «А
подвижную игру «Три мороза» вы знаете?». Приглашают детей играть в
игру.
Ведущие
игру морозы говорят:
«Мы
три брата молодые, Три мороза удалые.
Я
мороз - «хмурень», я мороз - «лютовень», я мороз - «снеговей».
Кто
из вас решится в путь - дорогу пуститься?».
Дети
отвечают хором:
«Не
боимся мы угроз и не страшен нам Мороз!»
Перебегают на другую сторону дома, а
морозы стараются их заморозить.
Замороженные дети останавливаются и
стоят до окончания перебежки.
Воспитатель просит Морозов отморозить
детей, так как сегодня последний месяц (день) зимы.
Очень нам понравилось быть у вас в
гостях, много вы нам рассказали
интересного о зиме, читали красивые
стихи, знаете много пословиц и
поговорок о зиме, играли в интересные
игры, но наше время править
закончилось. Мы вас угощаем и прощаемся
с вами до будущей зимы. До
свидания, ребята! Вот и закончилось
чудесное время года зима. Спасибо вам, ребята! Вы были активны и показали
хорошие знания о зиме. |