Тема: Глухой согласный звук [ Ц ], буква Ц. Цель: познакомить детей с новой буквой Ц, новым звуком [ Ц ], его классификация; продолжать развивать умение составлять звуковые схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; развивать умение подбирать слова с противоположным значением; продолжать упражнять в составлении слов из заданных слогов; развивать умение подбирать слова с заданным звуком в различных позициях; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к природе. Оборудование: касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого ребёнка, тарелки с мукой, квадраты красного, синего, зелёного цвета для каждого ребёнка, мяч, иллюстрации, слоговая таблица. Ход занятия I.Вступительная часть. - Ребята, сейчас у нас занятие по обучению грамоте. Скажите, что мы учим на этом занятии? (буквы и звуки) - Какие бывают звуки? ( гласные и согласные) - Какие звуки мы называем гласными? ( гласные – это те звуки, которые поются ) - Назовите гласные звуки, которые мы уже выучили. ( а,о,у,ы, и ) - Какие звуки мы называем согласными? ( согласные – это те звуки, которые не поются ) - Какими бывают согласные звуки? (звонкие и глухие) - Приведите пример звонких согласных, которые мы уже выучили. (б, в, д, р, г, ж, м, л, з) - Приведите пример глухих согласных. ( с, ш, х, п, т, к ) - А какие волшебные буквы мы выучили? ( я, ю, е, ё ) - Почему мы их называем волшебными? ( потому, что они иногда обозначают два звука) II. Знакомство с новым материалом. – Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним звуком. Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте, какой звук здесь встречается чаще всего: Любовалась цыплятками курица: Что ни цыплёнок, - то умница! Молодец, удалец, Очень ценный птенец. - Слова с каким звуком встречаются чаще всего? ( со звуком [ Ц ] ) - Назовите слова со звуком [ Ц ] , которые вы запомнили. ( цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный, птенец ) - Молодцы! С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? ( со звуком [ Ц ] ) 1. Артикуляция звука. - Послушайте, как я произношу звук [ Ц ] (несколько раз произношу) - При произношении звука [ Ц ] язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы. В момент произношения звука [ Ц ] кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов. Этот звук всегда произносится твёрдо. Преграда для струи воздуха передней частью спинки языка. Давайте вместе произнесём звук [ Ц ] . (произносим все вместе) - Как вы думаете, это звук гласный или согласный? ( согласный ) - Почему вы так думаете? ( он не поётся, воздух при выходе из горла встречает на своём пути преграды ) - Правильно, Это согласный твёрдый звук. А он звонкий или глухой? (глухой) - Звук [ Ц ] – согласный, глухой, твёрдый. 2. Подбор слов со звуком [ Ц ] . - Подберите слова, чтобы звук [ Ц ] стоял: - в начале слова ( цапля, цыплёнок, цирк, цветок) - в середине слова ( пуговица, курица. солнце, кольцо ) - в конце слова ( молодец, удалец, птенец, певец ) Физкультминутка. - Молодцы! Очень хорошо работает. Пришло время немного отдохнуть. Игра « Отвечай быстро». Дидактическая задача: развивать умение быстро подбирать слова с заданным звуком в начале, упражнять в умении ловить мяч двумя руками, развивать ловкость, быстроту реакции, мышление, воспитывать чувство товарищества. Оборудование: мяч. Ход игры. - Ребята, сейчас тихо встаньте, пройдите на ковёр. Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы, ребята, становитесь вокруг меня. Я буду каждому из вас бросать мяч и называть звук, а вы должны быстро придумать слово с данным звуком в начале. Д – дом Ц – цыплёнок З – звезда А – апельсин и т. д. ( около 8 – 9 слов ) - Мы поиграли, отдохнули, а теперь садитесь на места. Продолжим наше занятие. 3. Знакомство с буквой Ц. - Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. Но каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показываю букву): Вот какая буква Цэ- С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка. 4. Написание буквы в воздухе. - Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Цэ в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. Дети за мной повторяют.) - Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Паралельно ей проводим ещё одну линию. Потом от конца первой линии ведём линию вправо. Заводим её за вторую линию, останавливаемся и пишем косую линию вниз влево. Ц Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. Методические указания: Пальцы сжать в кулак. Поочерёдно разгибать их, начиная с мизинца. Затем загибать в том же порядке. 5. Написание буквы на муке. - Пододвиньте к себе муку. Приготовьтесь и напишите букву Цэ указательным пальцем. ( Сама пишу на доске мелом, а дети пишут пальцем в тарелке. Комментирую.) - Отодвиньте тарелки с мукой на край стола, вытрите пальцы салфеткой. III. Закрепление нового материала. 1.Чтение слоговой таблицы. ( Вешаю таблицу, слова закрыты.) - Посмотрите на таблицу. Давайте все вместе прочитаем слоги. ПА ЦЕ РИ НЫ РЫ КО КУ ЦА ЦЫ 1) Читаем слоги хором. 2) – Посмотрите внимательно на таблицу и составьте слова из этих слогов. ПАРИ ЦЕНЫ ЦАРИ РЫЦАРИ ПАНЫ ЦЫПА КУРЫ КОРИЦА КУРИЦА (Каждое слово читаем хором по слогам.) - Теперь проверим, все ли слова мы составили. ( Открываю слова, читаем все вместе.) Зрительная гимнастика. Методические указания: в группе справа, впереди, слева, сверху висят воздушные шары разных цветов. - Ребята, пока вы читали таблицу, ваши глаза устали. Им необходимо отдохнуть. Посмотрите на синий шар, на жёлтый шар, зелёный шар, красный шар. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать. 2. Работа в кассах букв. - Сейчас, ребята, приготовьтесь работать в кассах букв. Откройте кассы, положите перед собой наборные полотна и внимательно послушайте загадку: Домик этот без окон, Только вход есть да балкон. В дом забраться не легко, Он над нами высоко. Ни ступенек, ни крыльца Для какого он жильца? - Вы догадались, о каком жильце идёт речь? ( о скворце) - А как называется домик для скворца? (скворечник) - Выложите на наборном полотне слово СКВОРЕЦ ( Ребёнок, выложивший слово в кассе первым, идёт выкладывает его на наборном полотне у доски) - Теперь все проверьте, правильно ли вы составили это слово. ( дети проверяют) - Давайте поделим слово СКВОРЕЦ на слоги. ( СКВО –РЕЦ ) - Сколько слогов в этом слове? ( в этом слове два слога ) - Внимательно послушайте, как я произношу это слово и определите какой слог ударный. ( ударный второй слог ) - Теперь составим звуковую схему этого слова. Какой первый звук в слове? (первый звук [ С ] ) - Какой это звук? ( это согласный, твёрдый звук ) - Каким цветом мы его обозначим? ( синим цветом ) - Положите перед собой квадрат синего цвета. Какой следующий звук в этом слове? ( следующий звук [ К ]) - Какой это звук? ( согласный, твёрдый ) - Каким цветом мы его обозначим? ( синим цветом ) - Какой следующий звук? ( звук [ В ] ) - Какой это звук? ( согласный, твёрдый) - Каким цветом мы его обозначим? ( синим цветом ) - Какой следующий звук в слове СКВОРЕЦ? (следующий звук [ О ] ) - Какой это звук? ( это гласный звук ) - Каким цветом обозначается гласный звук? ( красным цветом ) - Какой следующий звук? ( звук [ РЬ ] ) - Какой это звук? ( согласный, мягкий ) - Почему он мягкий? (потому, что дальше стоит буква Е и смягчает звук [ РЬ ] ) - Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? ( зелёным цветом ) - Сколько звуков обозначает в данном случае буква Е? ( один звук ) - Почему она обозначает один звук? ( потому, что она стоит после согласного звука и смягчает его ) - Какой звук обозначает буква Е? ( она обозначает звук [ Э ] ) - Какой это звук? ( это звук гласный ) - Каким цветом мы его обозначим? ( красным цветом ) - Какой последний звук в слове? ( последний звук [ Ц ] ) - Какой это звук? (это согласный, твёрдый звук ) - Каким цветом его обозначим? (синим цветом ) - Мы составили звуковую схему слова СКВОРЕЦ. Прочитайте её. (дети следят пальцами и читают слово по схеме) - Сейчас уберите все буквы в кассу, цветные квадраты положите на место. Приготовьтесь слушать следующую загадку. В этом доме сколько комнат, Что никто их не упомнит. В каждой комнате – жилец. Что за домик? …..(ОГУРЕЦ ) Работа над словом ОГУРЕЦ проводится так же. Релаксация. Методические указания: звучит тихая спокойная музыка. - Ребята, давайте немного отдохнём. Сядьте ближе к краю стульев, обопритесь об их спинки. Руки свободно положите на колени. Закройте глаза. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Скоро наступит весна. Вся природа начнёт пробуждаться от зимнего сна. И мы с вами сейчас откроем глаза, опустим руки, встряхнём ими. ( дети открывают глаза, выполняют движения ) Весной появляются первые весенние цветы, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, потянемся. ( дети поднимают руки вверх, потягиваются. Я выключаю музыку.) Опустите руки, положите их перед собой. Продолжаем наше занятие. 3.Лексическая игра «Наоборот». Дидактическая задача: развивать умение быстро подбирать слова с противоположным значением. Ход игры. - Ребята, я называю слово, а вы быстро подбираете слово с противоположным значением. Вперёд – назад короткий - длинный Высоко – низко толстый – тонкий Узкий – широкий темно - светло Добрый – злой лёгкий - тяжёлый Сладкий – кислый горячий – холодный IV. Итог занятия. - Давайте вспомним, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? - Какой звук она обозначает? - Какой это звук? ( провожу анализ работы детей на занятии, отмечаю лучших.) - На этом наше занятие закончено. |