Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 07:10

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" г.Балаково Саратовской области

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты НОД [158]
Лекции и методические статьи [25]
Экологическое воспитание [1]
Публикации педагогов ДОУ по теме экологическое воспитание дошкольников.
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Запись в ДОУ
Наша страница в Ок
Мы ВКОНТАКТЕ
МОКСаратовской обл
Советуем посетить
  • "Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • "Министерство просвещения Российской Федерации
  • "Российское образование" Федеральный портал
  • Министерство образования Саратовской области официальный портал
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Сообщество "Росток"
  • Сайт Муниципального казённого учреждения "Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области"
  • Всё для детского сада
  • Дошкольник.ру
  • Детский сайт для родителей
  • Дошколёнок
  • Детские уроки
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Главная » Статьи » Методическая копилка » Конспекты НОД

    Занятие по подготовке к обучению грамоте
    Тема: Глухой согласный звук [ Ц ], буква Ц.
    Цель: познакомить детей с новой буквой Ц, новым звуком [ Ц ], его
    классификация; продолжать развивать умение составлять звуковые схемы
    слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; развивать умение
    подбирать слова с противоположным значением; продолжать упражнять в
    составлении слов из заданных слогов; развивать умение подбирать слова с
    заданным звуком в различных позициях; воспитывать чувство
    товарищества, взаимовыручку, любовь к природе.
    Оборудование: касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для
    каждого ребёнка, тарелки с мукой, квадраты красного, синего, зелёного
    цвета для каждого ребёнка, мяч, иллюстрации, слоговая таблица.
                                                                     Ход занятия
    I.Вступительная часть.
    - Ребята, сейчас у нас занятие по обучению грамоте. Скажите, что мы учим на этом занятии? (буквы и звуки)
    - Какие бывают звуки? ( гласные и согласные)
    - Какие звуки мы называем гласными? ( гласные – это те звуки, которые поются )
    - Назовите гласные звуки, которые мы уже выучили. ( а,о,у,ы, и )
    - Какие звуки мы называем согласными? ( согласные – это те звуки, которые не поются )
    - Какими бывают согласные звуки? (звонкие и глухие)
    - Приведите пример звонких согласных, которые мы уже выучили. (б, в, д, р, г, ж, м, л, з)
    - Приведите пример глухих согласных. ( с, ш, х, п, т, к )
    - А какие волшебные буквы мы выучили? ( я, ю, е, ё )
    - Почему мы их называем волшебными? ( потому, что они иногда обозначают два звука)
    II. Знакомство с новым материалом.
    – Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним звуком. Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте, какой звук здесь встречается чаще всего:
    Любовалась цыплятками курица:
    Что ни цыплёнок, - то умница!
    Молодец, удалец,
    Очень ценный птенец.
    - Слова с каким звуком встречаются чаще всего? ( со звуком [ Ц ] )
    - Назовите слова со звуком [ Ц ] , которые вы запомнили. ( цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный, птенец )
    - Молодцы! С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? ( со звуком [ Ц ] )
    1. Артикуляция звука.
    - Послушайте, как я произношу звук [ Ц ] (несколько раз произношу)
    - При произношении звука [ Ц ] язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы. В момент произношения звука [ Ц ] кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов. Этот звук всегда произносится твёрдо. Преграда для струи воздуха передней частью спинки языка. Давайте вместе произнесём звук [ Ц ] . (произносим все вместе)
    - Как вы думаете, это звук гласный или согласный? ( согласный )
    - Почему вы так думаете? ( он не поётся, воздух при выходе из горла встречает на своём пути преграды )
    - Правильно, Это согласный твёрдый звук. А он звонкий или глухой? (глухой)
    - Звук [ Ц ] – согласный, глухой, твёрдый.
    2. Подбор слов со звуком [ Ц ] .
    - Подберите слова, чтобы звук [ Ц ] стоял:
    - в начале слова ( цапля, цыплёнок, цирк, цветок)
    - в середине слова ( пуговица, курица. солнце, кольцо )
    - в конце слова ( молодец, удалец, птенец, певец )
    Физкультминутка.
    - Молодцы! Очень хорошо работает. Пришло время немного отдохнуть.
    Игра « Отвечай быстро».
    Дидактическая задача: развивать умение быстро подбирать слова с заданным
    звуком в начале, упражнять в умении ловить мяч
    двумя руками, развивать ловкость, быстроту реакции,
    мышление, воспитывать чувство товарищества.
    Оборудование: мяч.
    Ход игры.
    - Ребята, сейчас тихо встаньте, пройдите на ковёр. Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы, ребята, становитесь вокруг меня. Я буду каждому из вас бросать мяч и называть звук, а вы должны быстро придумать слово с данным звуком в начале.
    Д – дом
    Ц – цыплёнок
    З – звезда
    А – апельсин и т. д. ( около 8 – 9 слов )
    - Мы поиграли, отдохнули, а теперь садитесь на места. Продолжим наше занятие.
    3. Знакомство с буквой Ц.
    - Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. Но каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показываю букву):
    Вот какая буква Цэ-
    С коготочком на конце.
    Коготок – царапка,
    Как кошачья лапка.
    4. Написание буквы в воздухе.
    - Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Цэ в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. Дети за мной повторяют.)
    - Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Паралельно ей проводим ещё одну линию. Потом от конца первой линии ведём линию вправо. Заводим её за вторую линию, останавливаемся и пишем косую линию вниз влево.                                                Ц
    Пальчиковая гимнастика.
    Раз, два, три, четыре, пять
    Вышли пальчики гулять.
    Раз, два, три, четыре, пять
    В домик спрятались опять.
    Методические указания:
    Пальцы сжать в кулак. Поочерёдно разгибать их, начиная с мизинца. Затем загибать в том же порядке.
    5. Написание буквы на муке.
    - Пододвиньте к себе муку. Приготовьтесь и напишите букву Цэ указательным пальцем. ( Сама пишу на доске мелом, а дети пишут пальцем в тарелке. Комментирую.)
    - Отодвиньте тарелки с мукой на край стола, вытрите пальцы салфеткой.
    III. Закрепление нового материала.
    1.Чтение слоговой таблицы. ( Вешаю таблицу, слова закрыты.)
    - Посмотрите на таблицу. Давайте все вместе прочитаем слоги.
    ПА ЦЕ РИ
    НЫ РЫ КО
    КУ ЦА ЦЫ
    1) Читаем слоги хором.
    2) – Посмотрите внимательно на таблицу и составьте слова из этих слогов.
    ПАРИ ЦЕНЫ ЦАРИ РЫЦАРИ ПАНЫ
    ЦЫПА КУРЫ КОРИЦА КУРИЦА
    (Каждое слово читаем хором по слогам.)
    - Теперь проверим, все ли слова мы составили. ( Открываю слова, читаем все вместе.)
    Зрительная гимнастика.
    Методические указания: в группе справа, впереди, слева, сверху висят воздушные шары разных цветов.
    - Ребята, пока вы читали таблицу, ваши глаза устали. Им необходимо отдохнуть. Посмотрите на синий шар, на жёлтый шар, зелёный шар, красный шар. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.
    2. Работа в кассах букв.
    - Сейчас, ребята, приготовьтесь работать в кассах букв. Откройте кассы, положите перед собой наборные полотна и внимательно послушайте загадку:
    Домик этот без окон,
    Только вход есть да балкон.
    В дом забраться не легко,
    Он над нами высоко.
    Ни ступенек, ни крыльца
    Для какого он жильца?
    - Вы догадались, о каком жильце идёт речь? ( о скворце)
    - А как называется домик для скворца? (скворечник)
    - Выложите на наборном полотне слово СКВОРЕЦ
    ( Ребёнок, выложивший слово в кассе первым, идёт выкладывает его на наборном полотне у доски)
    - Теперь все проверьте, правильно ли вы составили это слово. ( дети проверяют)
    - Давайте поделим слово СКВОРЕЦ на слоги. ( СКВО –РЕЦ )
    - Сколько слогов в этом слове? ( в этом слове два слога )
    - Внимательно послушайте, как я произношу это слово и определите какой слог ударный. ( ударный второй слог )
    - Теперь составим звуковую схему этого слова. Какой первый звук в слове? (первый звук [ С ] )
    - Какой это звук? ( это согласный, твёрдый звук )
    - Каким цветом мы его обозначим? ( синим цветом )
    - Положите перед собой квадрат синего цвета. Какой следующий звук в этом слове? ( следующий звук [ К ])
    - Какой это звук? ( согласный, твёрдый )
    - Каким цветом мы его обозначим? ( синим цветом )
    - Какой следующий звук? ( звук [ В ] )
    - Какой это звук? ( согласный, твёрдый)
    - Каким цветом мы его обозначим? ( синим цветом )
    - Какой следующий звук в слове СКВОРЕЦ? (следующий звук [ О ] )
    - Какой это звук? ( это гласный звук )
    - Каким цветом обозначается гласный звук? ( красным цветом )
    - Какой следующий звук? ( звук [ РЬ ] )
    - Какой это звук? ( согласный, мягкий )
    - Почему он мягкий? (потому, что дальше стоит буква Е и смягчает звук [ РЬ ] )
    - Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? ( зелёным цветом )
    - Сколько звуков обозначает в данном случае буква Е? ( один звук )
    - Почему она обозначает один звук? ( потому, что она стоит после согласного звука и смягчает его )
    - Какой звук обозначает буква Е? ( она обозначает звук [ Э ] )
    - Какой это звук? ( это звук гласный )
    - Каким цветом мы его обозначим? ( красным цветом )
    - Какой последний звук в слове? ( последний звук [ Ц ] )
    - Какой это звук? (это согласный, твёрдый звук )
    - Каким цветом его обозначим? (синим цветом )
    - Мы составили звуковую схему слова СКВОРЕЦ. Прочитайте её. (дети следят пальцами и читают слово по схеме)
    - Сейчас уберите все буквы в кассу, цветные квадраты положите на место. Приготовьтесь слушать следующую загадку.
    В этом доме сколько комнат,
    Что никто их не упомнит.
    В каждой комнате – жилец.
    Что за домик? …..(ОГУРЕЦ )
    Работа над словом ОГУРЕЦ проводится так же.
    Релаксация.
    Методические указания: звучит тихая спокойная музыка.
    - Ребята, давайте немного отдохнём. Сядьте ближе к краю стульев, обопритесь об их спинки. Руки свободно положите на колени. Закройте глаза. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте.
    Вдох – выдох. Вдох – выдох. Скоро наступит весна. Вся природа начнёт пробуждаться от зимнего сна. И мы с вами сейчас откроем глаза, опустим руки, встряхнём ими. ( дети открывают глаза, выполняют движения ) Весной появляются первые весенние цветы, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, потянемся. ( дети поднимают руки вверх, потягиваются. Я выключаю музыку.) Опустите руки, положите их перед собой. Продолжаем наше занятие.
    3.Лексическая игра «Наоборот».
    Дидактическая задача: развивать умение быстро подбирать слова с
    противоположным значением.
    Ход игры.
    - Ребята, я называю слово, а вы быстро подбираете слово с противоположным значением.
    Вперёд – назад                                 короткий - длинный
    Высоко – низко                               толстый – тонкий
    Узкий – широкий                            темно - светло
    Добрый – злой                                 лёгкий - тяжёлый
    Сладкий – кислый                           горячий – холодный
    IV. Итог занятия.
    - Давайте вспомним, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?
    - Какой звук она обозначает?
    - Какой это звук?
    ( провожу анализ работы детей на занятии, отмечаю лучших.)
    - На этом наше занятие закончено.

    Категория: Конспекты НОД | Добавил: Черняк (02.12.2010)
    Просмотров: 9929 | Рейтинг: 4.7/6
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Книга Памяти ДОУ
    Рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    РИП
    ПИЛ
    Архив новостей
    Флагманы образован
    Независимая оценка
    Родителям
    Госуслуги on-line
    КО АБМР г.Балаково
    2023-год педагога
    Вверх
    Администратор сайта Черняк Ирина Петровна © 2024