Тема: « В стране волшебных блоков Дьенеша»
Цель: Закрепление и систематизирование элементарных представлений о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.
2. Упражнять конструированию из геометрических фигур.
3. Совершенствовать умение различать и называть цвета.
4. Закрепить навыки счетных операций в пределах 5-и.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать зрительно-тактильное, слуховое внимание и память.
2. Развивать наглядно-образное мышление и связную речь.
3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать интерес к играм.
2. Формировать положительную мотивацию на занятиях.
3. Развивать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни, интерес к оздоровительным мероприятиям.
Методы:
1.Игровые: мотивация, физкультминутка, дидактические игры.
2.Словесные: беседа, рассказ, объяснение.
3.Наглядные: рассматривание геометрических фигур, предметов ближайшего окружения.
4.Практические: выполнение задания - «Ракета».
Здоровье сберегающие технологии: психогимнастика (игра «Дружба, пальчиковая гимнастика, задание с кинезиологическими упражнениями («Зеркальное рисование», гимнастика для глаз, физкультминутка.
Планируемые результаты:
1.Предметные: закреплять умения различать и называть геометрические фигуры; сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы. 2.Мета предметные: - коммуникативные - объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний о названиях геометрических фигур; - регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - познавательные – наблюдать и анализировать языковые явления, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания. 3.Личностные: формировать положительную мотивацию к повторению материала; рефлексия.
Оборудование: наборы блоков Дьенеша, поднос с крупой, дидактическая игра «Геометрические фигуры», карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, счетные палочки, две нитки для вязания, схема с изображением контура ракеты.
План нод:
1.Организационный момент: - Игра «Дружба» (психогимнастика) - игра «Угадай на ощупь» - появление героя – «Ёжика».
2.Основной этап: - игра «Геометрические фигуры». Пальчиковая гимнастика. Работа с раздаточным материалом. Физкультминутка. Игра «Зеркальное рисование». Гимнастика для глаз. Д/и «Ракета» из геометрических фигур.
3. Заключительный этап: - подведение итогов занятия, рефлексия.
Ход:
Организационный момент:
Дефектолог приветствует ребенка ( вместе с ребёнком проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие действия.)
Мы шагаем дружно в ногу.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Дефектолог - сегодня мы с тобой пойдем в гости. А к кому мы пойдем, ты попробуй угадать сам.
Сюрпризный момент Игра «Угадай на ощупь». Дефектолог (показывает ребенку мешочек с геометрическими фигурами.) - Посмотри, какой мешочек у меня есть! Угадай что спрятано в нем? (Ребенок должен на ощупь отгадать, что за геометрические фигуры спрятаны в мешочке и назвать их.) - Как ты думаешь, к кому мы пойдем в гости? - Правильно! Мы сегодня пойдем в гости к геометрическим фигурам.
Появляется Ёжик! Дефектолог - Давай его поприветствуем! Здравствуй, Ёжик, а почему ты грустный? Вчера у Ёжика был день рождения, друзья подарили ему игру. Сегодня он хотел поиграть в эту игру, но не смог, потому что он не знает геометрические фигуры. Как мы можем ему помочь? (Рассказать ему о фигурах, показать их и научить играть). Поможем ему?
Основной этап:
Дефектолог - Мы пойдем в гости к геометрическим фигурам. Но попасть в страну геометрических фигур не просто, нам надо выполнить задание. Игра «Геометрические фигуры». Дефектолог (показывает ребенку знаки - символы, нужно подобрать подходящий предмет по двум – трём свойствам: форме, цвету, размеру). Молодец! Справился с заданием хорошо!
Дефектолог - Ты хорошо поработал. Чтобы твои пальчики не устали, давай сделаем с ними зарядку.
Пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть: вот квадрат, а вот кружок, треугольничек и ромб, а еще прямоугольник
И не трудно сосчитать 1, 2, 3, 4, 5
Их по счету ровно пять.
(Ребенок поочередно сгибает пальчики. Начиная с мизинца, складывает пальчики обеих рук в виде геометрических фигур. Показывает раскрытую ладошку.)
Работа с раздаточным материалом.
Дефектолог - Вот мы и пришли в гости к геометрическим фигурам. Ты им очень понравился, поэтому они хотят, чтобы ты лучше их узнал и запомнил. (Перед ребенком выкладываются карточки с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, ромб, круг, овал, счетные палочки и две нитки.) (Ребенок называет фигуру, затем выкладывает ее из счетных палочек или ниток и отвечает на вопросы дефектолога. ) Дефектолог - Выложи эти геометрические фигуры из счетных палочек и ответь на вопросы: Дефектолог - Сколько углов у квадрата? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры? Дефектолог - Сколько углов у треугольника? Почему он так называется? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры? Дефектолог - Сколько углов у ромба? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры? Дефектолог - А сколько углов у круга и овала? У тебя получится их выложить с помощью счетных палочек? Правильно, не получится! Из чего можно сделать круг и овал?
Физминутка
Дефектолог - Давай разомнем свои ручки и ножки.
(закрепление геометрических фигур и чисел на балансировочной доске Бильгоу).
Игра «Зеркальное рисование» Дефектолог - А теперь давай попробуем на крупе нарисовать портреты геометрических фигур обеими руками! А потом посмотрим, какой рукой получились самые красивые портреты. (Ребенок указательными пальцами обеих рук одновременно рисует по очереди каждую геометрическую фигуру (круг, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат).
Дефектолог - Наше путешествие в гости к геометрическим фигурам подходит к концу. Скоро нам придется возвращаться назад в детский сад. Путь будет не близкий. Для того чтобы хорошо видеть дорогу и не заблудиться, мы должны выполнить гимнастику для наших глазок.
Зрительная гимнастика:
Мы с фигурками играли, наши глазоньки устали
Раз, два, три, четыре, пять будем глазками моргать. (моргают)
Пусть немного отдохнут (закрывают глаза)
И опять моргать начнут (открываю глаза и моргают).
Дидактическая игра «Ракета» из геометрических фигур. Дефектолог - Теперь нам пора возвращаться назад. А полетим мы на ракете! Только ее сначала нужно собрать. Состоит она из геометрических фигур. Их нужно правильно сложить и назвать какие геометрические фигуры ты использовал. (Ребенку выдается карточка с изображением схемы ракеты и геометрические фигуры блоков Дьенеша. (Ребёнок выкладывает из блоков «Ракету».)
Заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия. Появляется радостный Ёжик! Дефектолог - Молодец! Мы сегодня с тобой побывали в гостях у геометрических фигур, узнали много нового о них. Дефектолог - Давай вспомним, чем мы сегодня занимались? Дефектолог - Какое задание было самое интересное? Дефектолог - Какое задание самое трудное? Дефектолог – Ёжик говорит тебя до свидания, а геометрические фигуры ждут тебя еще раз к себе в гости.
|