Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе
Тема: Путешествие по сказочным тропинкам.
Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.
Задачи:
образовательные
- закреплять навыки порядкового счета в пределах 10;
- правильно, отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
- продолжать развивать умение сравнивать до10 предметов по высоте и раскладывать их в убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий;
- совершенствовать знания геометрических фигур и цвета;
- продолжать упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;
- учить детей ориентироваться на бумаге c помощью рыбок;
- продолжать совершенствовать умения в решении простых примеров;
развивающие
- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;
воспитательные
- воспитывать интерес к занятиям математикой;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Словарная работа: двухэтажная, трёхэтажная, четырёхэтажная, пятиэтажная башня; значки.
Предварительная работа: чтение сказок «Буратино», «Красная шапочка», «Чебурашка»; просмотр мультфильмов «Почтальон Печкин», «Карлсон»; д/игра «Геометрические фигуры»; д/игра «Палочки Кюизенера»; повторение счёта в пределах 10.
Методы и приёмы:
- наглядные: метод демонстрации иллюстраций, показ образца;
- практические: упражнения, моделирование.
- словесные: беседа, рассказы детей;
- игровые: дидактические игры, создание игровой ситуации, введение персонажа;
- методы повышающие познавательную активность детей: метод вопросов;
- приемы: игровой прием; прием вопросов; использование персонажа; речевые; действенное соучастие детей; применение выразительных средств речи;
- методы повышающие эмоциональную активность: сюрпризный момент, создание игровой ситуации.
Материалы и оборудование: персонаж «почтальон Печкин»; небольшие конверты с загадками о сказочных героях, плоскостные изображения конфет на магнитах в количестве 10 шт. разного цвета; мольберт магнитный; д/ игры «палочки Кюизенера»; дом из конструктора для Карлсона; карточки для гимнастики; изображения с аквариумами и рыбки на липучках; грибочки с примерами 16 шт.; значки юных почтальонов; презентация с ИКТ.
Предполагаемый результат: обладает навыками счета до 10, ориентируется в пространстве (справа, слева, внизу, наверху и т.д.), обладает знаниями о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), умеет определять «выше, ниже», внимательно слушает задания воспитателя.
Ход ОС
1.Круг радости.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы пойдем сейчас направо.
А теперь пойдем налево.
В центр дружно соберёмся.
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
Путешествовать начнем.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдуваем с ладошек свои улыбки).
2.Сюрпризный момент:
– Ребята, посмотрите, кто к нам ещё сегодня пришёл, вы заметили? (обращаем внимание на почтальона Печкина). Посмотрите, какая у него большая и наверное тяжёлая сумка! Давайте сейчас посмотрим, что же в ней. Тут много разноцветных конвертов, может поможем почтальону Печкину их разнести? (ответы) Только вот на них не написано, для кого они.
– Я думаю, что эти конверты прислали нам жители Страны Сказок. Они необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то узнаем кому они предназначены.
3. Воспитатель берет красный конверт и загадывает загадку:
Загадка:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику
Что в лесу стоит.
За кустами прячется пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней
Кто же это? (Красная Шапочка)
– А вот и сама Красная Шапочка
На экране Красная Шапочка.
(Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы меня узнали. Я иду в гости к бабушке с гостинцами.)
- Что Красная Шапочка может нести бабушке? (Ответы детей)
– Молодцы, а еще она несет ей конфеты. (В корзине лежат 10 конфет)
– Как узнать сколько конфет? (Надо сосчитать)
– Давайте сосчитаем. Сколько конфет?
Ребенок подходит к мольберту, выставляет конфеты на доске, считает
– Сколько всего конфет? (10 конфет)
– Молодцы! Какая по счету желтая конфета? (Желтая конфета по счету 3)
– Какая по счету голубая конфета?
– Какого цвета пятая конфета?
– Какая конфета находится перед красной? Какая она по счету?
- Какая конфета после зелёной? Какая она по счету?
- Какая конфета между желтой и зеленой? Какая по счету?
– Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке. Ну а мы с вами возьмём следующий конверт у почтальона Печкина.
3. Воспитатель берет желтый конверт и загадывает загадку
Загадка: Толстяк живет на крыше.
Летает всех он выше,
Если ляжешь рано спать
Ты с ним сможешь поиграть
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый …. (Карлсон)
На экране фигура Карлсона
– Привет, друзья! Я живу в доме на крыше. А вокруг дома нету забора. Помогите мне его построить.
(Работа с раздаточным материалом за столами, с палочками Кюзинера)
- Карлсон хотел, чтобы забор был разноцветный. Дощечки начинались с самой высокой до самой низкой. (Приступают к выполнению работы в парах)
- Как расположены у вас палочки? (Самая высокая оранжевая, красная ниже, желтая ещё ниже……,черная самая низкая)
-Молодцы! Справились с заданием! Карлсону пора лететь к Малышу, а нам нужно найти кому принадлежит следующий конверт и вручить его. Но прежде, чем это сделать, нашим глазкам нужно отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Выполняется гимнастика для глаз по карточкам, которые показывает воспитатель.
4. Воспитатель берет оранжевый конверт и загадывает загадку
Загадка: Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса
Даже дырку на картине
Носом сделал…(Буратино)
На экране фигура Буратино.
-Здравствуйте, ребята! Молодцы, догадались кто я. Мальвина дала мне задание, но я никак не могу справиться. Помогите мне, пожалуйста. У нас много друзей и их нужно правильно расселить в свои домики. А вот и инструкция кто-где должен жить…
(На экране пять башенок с крышами разных геометрических фигур и разного цвета. 1-башня одноэтажная,2-башня двухэтажная, 3-башня трёхэтажная, 4-башня четырёхэтажная, 5-башня пятиэтажная. Каждого персонажа нужно заселить в определённую башню и на определённый этаж).
Дети поочередно заселяют друзей Буратино, слушая задания.(Например: кот Базилио живёт в башне с красной треугольной крышей на третьем этаже и т.д.)
– Буратино говорит «спасибо» за помощь и предлагает отдохнуть
Музыкальная физкультминутка с Буратино.
– Попрощаемся с Буратино и открываем следующий конверт.
5. Воспитатель берет зеленый конверт и загадывает загадку.
Загадка: Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый …(Чебурашка)
На экране фигура Чебурашки.
-Здравствуйте. Ой, и меня вы тоже узнали. Я хочу подарить крокодилу Гене аквариум с разноцветными рыбками. Но они почему-то стали бесцветными. Помогите мне.
– Давайте поможем Чебурашке.
Перед вами лежат листы с изображением аквариума с рыбками, надо расставить этих рыбок. Но не просто расставить. Приготовьтесь слушать задание и выполнять:
• в левом верхнем углу разместите рыбку желтым цветом;
• в правом нижнем разместите рыбку зеленым цветом;
• в центре разместите рыбку синим цветом;
• в левом нижнем оранжевым;
• в правом верхнем красным цветом.
Воспитатель: А сейчас проверим. (образец на доске)
Каким цветом ты разместил рыбку …правом нижнем углу?
Каким цветом получилась рыбка в центре?
Каким цветом разместила рыбку в левом нижнем углу? И т. д.
– Мы справились с заданием.
– Молодцы!! Чебурашка благодарит нас. А мы открываем следующий конверт.
6. Воспитатель берет синий конверт и загадывает загадку
Загадка: С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть —
Надо грибы
Для зимы собирать. (Белка)
Воспитатель помещает фигуру Белочки на доску.
– Ребята белочка запасает грибы на зиму, но чего-то здесь не хватает? (На шнурке висят шляпки грибов по количеству детей, на которых написан пример. Детям раздаются ножки от грибов с ответами, им нужно будет прикрепить так, чтобы пример был верен)
Дети выполняют задания.
– Молодцы! Белочка очень довольна и благодарит нас. Отдаём ей конверт с письмом.
7. Итог.
- Ребята, у Почтальона Печкина закончились все письма.
– Скажите, что нового вы узнали на занятии?
- Каким персонажем мы принесли письма?
– Какие задания помогали выполнять сказочным героям?
- У кого задание было самым трудным?
- А какое задание было самым лёгким?
- Почтальон Печкин очень нам благодарен, что мы ему помогли. У него есть для вас подарки – значки юных почтальонов. (Вручение значков).
|