Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей первой младшей группы
Тема: «Мебель для матрешки»
Цель: формирование у детей умения сооружать элементарные постройки.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с деталями строительного материала (кубик, кирпичик) и расположением строительных форм;
- продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения: мебель (стол, стул);
- привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначении в речи;
- формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;
- приучать к слушанию коротких стихотворений;
- формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.
Развивающие:
- развивать продуктивную конструктивную деятельность;
- развивать умение различать количество предметов (один-много;
-развивать умение соотносить материал и игрушки по величине (большой-маленький);
- побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к играм-действиям под звучащее слово, привычку убирать игрушки на место по окончании игры;
- воспитывать культуру речевого общения, любознательность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Форма организации: коллективная деятельность
Оборудование: демонстрационные материалы- матрешки большие и маленькие, 2 кубика, 2 кирпичика, коробка. Раздаточный материал- по 2 кубика и 2 кирпичика на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания: матрешки, кукольная посуда, платочки.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением мебели, рассматривание элементов мебели (стол, стул). Постройка стола и стула из деревянного конструктора; упражнение в различении количества (один-много), и величины (большой-маленький) в специально организованном развивающем пространстве.
Планируемые результаты: дети различают «кубик» и «кирпичик», с помощью взрослого сооружают стол и стул, разворачивает игру вокруг собственной постройки. Различают предметы по количеству и величине; общаются в диалоге со взрослым; эмоционально откликаются на игру, предложенную педагогом, подражают его действиям. Выполняют действия по показу.
Ход образовательной ситуации:
Звучит музыка.
Воспитатель читает стихотворение А. Болгарина
Вы послушайте, ребята,
Чьи-то ножки к нам спешат,
По дорожке, по дорожке
Ножки топают, стучат
Воспитатель показывает детям матрешку, она «идет» по столу к детям, «здоровается». Дети ее приветствуют.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Кто спешил к нам в гости?
-Сколько матрешек пришло?
-Какая матрешка?
- Во что одета матрешка?
Воспитатель трясет матрешку
-Внутри что-то есть, давайте откроем ее:
Матрешка, матрешка,
Откройся немножко.
Достаем еще матрешку.
Воспитатель: -Была одно матрешка, а стало две матрешки. Это две сестрички.
-Одна матрешка какая? (большая) А вторая? (маленькая)
-Матрешки любят играть в прятки. (воспитатель накрывает матрешек платком)
Поднимает платок-Какой матрешки не стало? (ответы детей). Игра проводиться 2-3 раза.
-Наши матрешки пришли к нам не одни, они привели с собой подружек (спрятаны в коробку)
- Посмотрите, как много матрешек пришло к нам в гости (дети разбирают матрешек)
Звучит музыка. Воспитатель показывает, как пляшет матрешка, дети повторяют.
- Ребята, наши матрешки так плясали, что устали. Надо посадить их на стул и напоить чаем.
А вот стула-то у нас и нет. Что же нам делать? Давайте построим стол и стул своими руками.
-Но сначала разомнем наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «Стол и стул» (сл. С. Маршака, движения О. Литвиновой)
Вот это стул –
На нем сидят.
Вот это стол –
За ним едят.
(упражнение повторяется)
Воспитатель: -Стол и стул сделали, а усадить матрешек не можем.
Конструирование:
Постановка цели:
-Давайте построим стул и стол для матрешек из строительного материала
Обсуждение способов выполнения работы:
- Какой строительный материал нам необходим, чтобы построить стул и стол? (ответы детей). Если ребенок затрудняется называть детали, он может их показать.
Правильно, чтобы построить стол и стул, нам понадобятся кубики и «кирпичики». Посмотрите, как надо положить «кирпичик» на кубик, чтобы получился стол.
Воспитатель показывает способ выполнения действия, сопровождая словами.
Воспитатель. Чтобы построить стул, я «кирпичик» приставлю к кубику.
Закрепление последовательности выполнения работы.
Воспитатель. Для матрешки надо построить стол и стул. Чтобы построить стол, мы положим «кирпичик» на кубик. Когда будем строить стул – поставим «кирпичик» около кубика на узкую сторону.
Общие указания-
-К нам пришли большие и маленькие матрешки. Какие столы и стулья нужны? Я построила большой стул и большой стол для большой матрешки, а какие по размеру построите столы и стулья вы? (ответы детей)
В ходе выполнения работы воспитатель помогает детям отобрать необходимый материал, выполнить постройку.
Анализ детских работ с импровизацией.
-Ребята, что мы сегодня строили
Воспитатель рассматривает с малышами детские постройки.
Обыгрывание постройки.
Воспитатель предлагает для обыгрывания посуду, помогает организовать игру «Напоим матрешек чаем».
По окончании игры воспитатель вместе с детьми разбирает постройку и складывает строительные детали |