Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Тема. Путешествие Колобка.
Цель. Дифференциация звуков [р]—[л] и [р’]—[л’] в словах.
Образовательные задачи.
Закрепить навык чтения слов, с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слова.
Развивающие задачи.
Создать условия для понимания фонематических представлений (подбор звуковых схем к словам-названиям картинок). Развивать фонематический слух (дифференциация звуков [р]—[л] и [р’]—[л’] в словах. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений, ловкость и подвижности.
Воспитательные задачи.
Формировать чувства взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, творческого воображения.
Оборудование. Магнитная доска; магнитные картинки: бабушка и дедушка, Колобок, фрукты, овощи и ягоды, две корзины. Планшеты из бархатной бумаги, цветные ниточки разного цвета и длины. Карточки с изображением слов-предметов, крышечки трех цветов (синие, зеленые, красные). Игрушка Колобок.
Предварительная работа. Разучивание физминутки «Колобок».
ХОД НОД.
I часть. Организационный момент.
Педагог:
- По сусекам поскребли,
По амбарам помели.
И по лесу, без дорог,
Покатился … (колобок)
- В гости к нам прикатился колобок.
Колобок:
- Я колобок, колобок, у меня румяный бок,
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.
И на радость на тропинке
Вас друзья мои нашел.
Педагог:
-Колобок, зачем же ты убежал от бабушки и дедушки.
Колобок:
- В амбаре у бабушки и дедушки закончились все съестные запасы, вот я и решил поискать помощи на стороне. Ребята, может быть поможете наполнить наш амбар овощами, фруктами и другими припасами?
Педагог:
- Ну что поможем? Предлагаю отправиться в магазин «Овощи-фрукты».
II часть. Дидактическая игра «Магазин «Овощи-фрукты».
(Дети подходят к прилавку).
Педагог:
- У вас у каждого есть монетки. Чтобы купить товар, нужно сосчитать сколько слогов в названии товара. Одна монетка один слог.
(Ребенок произносит четко слово по-ми-до-ры, платит 4 монетки и забирает товар).
Лексический материал для игры: картофель, лук, огурцы, перец, баклажаны, салат, зелень, клубника, яблоко, груши, виноград, слива и т.д.
- Вот мы и сделали покупки.
Колобок:
-Бабушка и дедушка будут очень рады!
III часть. Игра «Разложи по корзинам».
Педагог:
- Обратите внимание на корзины. Как вы думаете, какие продукты мы положим в корзину бабушке, а какие в корзины к дедушке?
- Я положу виноград в корзину бабушке, потому что в этом слове есть твердый звук [р].
(Педагог добивается от детей четких и правильных ответов).
- Я положу в корзину дедушке сливу, потому что здесь есть мягкий звук [л] .
( И так дети раскладывают картинки-магниты по картинкам).
IV часть. Физминутка «Колобок».
Педагог:
- Как мы дружно потрудились, пришло время отдохнуть.
Колобок:
- Приглашаю вас друзья на веселую зарядку.
Скок да скок, скок да скок.
Покатился колобок
Круглый да румяный
Прямо на поляну.
Раз – поднялся, потянулся,
Два – нагнулся, разогнулся,
Головою три кивка,
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на полянку тихо сесть.
V часть. Игра на развитие мелкой моторики «Волшебные превращения ниточки».
(Дети сидят на ковре. Педагог раздает планшеты из бархатной бумаги и цветные ниточки).
Педагог:
- Ребята, скажите, что это за волшебные планшеты? (Ответы).
- Чтобы выполнить задание нужно отгадать загадки. Внимание, загадка первая:
Висит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок. (Яблоко)
(Дети выкладывают из ниток яблоко).
- Загадка вторая:
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет? (Груша)
(Дети выкладывают из ниток грушу).
Педагог:
- Мы ребята поиграли и отдохнули. Пора нам перейти к выполнению очень трудного задания.
IV часть. Игровое упражнение «Составь схему слова».
Педагог:
- У вас на столе карточки с изображением различных предметов и слов обозначающих эти предметы. Внимание! Ваша задача прочесть слово, проговорить его тихонечко и выложить из цветных крышечек.
- Но сначала уточним, что обозначает каждый цвет? Красный – гласный, синий согласный твердый, зеленый – согласный мягкий звук.
- Молодцы! Возьмите карточку, в названии которой есть звук [р]. Прочитайте слово, проговорите его. И выложите схему слова.
(Педагог контролирует индивидуально каждого ребенка. Если требуется, просит еще раз прочесть и проговорить слово).
Педагог:
- А сейчас возьмите вторую карточку, в этом слове спрятан звук [л]. Выложите цветную схему.
Колобок:
-Молодцы ребята! Трудно, но интересно было.
VI часть. Игра «Измени словечко».
Колобок:
- Мне ребятки. Пора домой. И на прощанье хочу с вами поиграть в одну веселую игру, называется она «Измени словечко».
Педагог:
- Игра проста и интересна. Я буду называть слова, а Колобок будет прыгать к вам в ладоши, кто поймал, должен изменить словечко. Звук[р] на [л], и наоборот.
-И этим заданием вы справились, молодцы!
VII часть. Рефлексия.
Педагог:
- Колобку очень понравилось, как вы сегодня играли. Какие трудные задания вы выполнили.
Колобок:
- В моей корзинке есть смайлики-колобки. Они не веселые и не грустные. Если вам понравилось сегодня на занятии нарисуйте улыбку, если не понравилось нарисуйте - грустинку.
Педагог:
- Вот как здорово, у всех колобки веселые. |