Образовательная ситуация по познавательному развитию в старшей группе
Тема: "Путешествие в сказку»
Цель: создание условий для закрепления представлений детей о свойствах воды. Задачи:
Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д.;
- формировать у детей познавательный интерес к природе; -закрепить знания о круговороте воды в природе;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
Развивающие:
- развивать речь, мышление, любознательность;
- формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: совместный пересказ сказки, игры-эксперименты («Утонет ли ореховая скорлупа?» и «Кувшинка»).
Предварительная работа: чтение сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка».
Оборудование: игрушки, скорлупа грецкого ореха (по количеству детей), бумажные кувшинки, емкость с водой.
Ход образовательной ситуации:
1. Организационная и мотивационная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на большой цветок и зовет их подойти к горшку с цветком.
-Ребята, рассмотрите внимательно цветок.
-Кто это?
-А какая эта куколка?
-А вы знаете сказку про очень маленькую девочку? Как называется эта сказка?
-Молодцы. Это сказка называется «Дюймовочка».
Вам нравится эта сказка?
Дети под музыку Евгения Крылатова «Рождение Дюймовочки» заходят в группу.
Дети находят в горшке с цветком маленькую куколку.
2. Основная часть.
Воспитатель обращает внимание на «Дюймовочку в ореховой скорлупе».
-Ребята, смотрите, а вот и наша Дюймовочка. А это что?
-Да, похоже это ореховая скорлупа. Давайте вспоминать сказку. Зачем скорлупа от грецкого ореха нужна Дюймовочке?
- Да, Дюймовочка в ней спала. Как-то раз спала она спокойно в своей скорлупе и вдруг… (Воспитатель берет игрушечную жабу и по содержанию сказки имитирует движения)
- в окно пробралась жаба. Что она сделала?
- Она взяла ореховую скорлупу вместе с Дюймовочкой и выпрыгнула в сад
- Да, жаба вместе с сыном высадили Дюймовочку посередине реки.
-Ребята, а если Дюймовочка поплывет по реке в ореховой скорлупе, она утонет?
Опыт №1.
-А давайте это проверим. Подойдем к уголку экспериментирования. Что вы видите на столе? (На столе – таз с водой, ореховая скорлупа)
- Возьмите ореховую скорлупу и опустите ее в воду. Понаблюдайте за ней. Она тонет? Как вы думаете, почему?
- Ореховая скорлупа легче воды. Внутри ее пространство заполнено воздухом. А воздух, как мы знаем, легче воды.
Опыт № 2.
-А теперь, ребята, давайте попробуем наполнить пространство скорлупы водой и посмотрим, что произойдет.
-Какой вывод мы можем сделать из этого?
-Молодцы. А теперь давайте вернемся к сказке.
-В реке росло много кувшинок. Но Дюймовочка спала и не видела, как утром распускаются эти прекрасные цветы. А вы хотите посмотреть, как распускаются кувшинки?
Опыт №3.
- Посмотрите, какие у нас есть кувшинки. Из чего они сделаны?
-Из бумаги. Давайте их опустим на воду.
-Понаблюдайте, что произошло с кувшинками? Правильно, они раскрылись. А почему, кто знает?
-Такое «волшебство» происходит потому, что вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их, В итоге, бумага разбухает, сгибы распрямляются, и цветок «распускается».
Дети отвечают на вопросы и по возможности пересказывают текст сказки.
3. Завершающий этап. Рефлексия.
-Ребята, вспомните, чем закончилась сказка.
Смотрите, вот полянка, на которой оказалась Дюймовочка.
Давайте добавим цветов.
-Наше путешествие вместе с Дюймовочкой подошло к концу. Вам понравилось?
-Вспомните ещё раз наши эксперименты и ответьте на вопрос. Опасно ли плавать Дюймовочке в ореховой скорлупе по реке?
- А почему раскрылись наши бумажные кувшинки в воде?
-А теперь, ребята, если вам понравилось наше путешествие по сказке, возьмите по одному лучику и положите его к солнышку на нашей красивой картинке.
Ответы детей.
Дети раскладывают цветы на «полянку».
Дети берут изготовленные из желтого картона лучи и кладут их к нарисованному солнцу.
Дети считают количество лучей.
|