Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 08:05

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" г.Балаково Саратовской области

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [159]
Лекции и методические статьи [25]
Экологическое воспитание [1]
Публикации педагогов ДОУ по теме экологическое воспитание дошкольников.
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Запись в ДОУ
Наша страница в Ок
Мы ВКОНТАКТЕ
МОКСаратовской обл
Советуем посетить
  • "Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • "Министерство просвещения Российской Федерации
  • "Российское образование" Федеральный портал
  • Министерство образования Саратовской области официальный портал
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Сообщество "Росток"
  • Сайт Муниципального казённого учреждения "Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области"
  • Всё для детского сада
  • Дошкольник.ру
  • Детский сайт для родителей
  • Дошколёнок
  • Детские уроки
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Главная » Статьи » Методическая копилка » Конспекты занятий

    Музыкальная образовательная ситуация в подготовительной группе «Кто песни русские поёт — тот весело живет!»

    Конспект музыкальной образовательной ситуации в подготовительной группе

    «Кто песни русские поёт — тот весело живет!»
    (Музыкальная прогулка по мотивам русского музыкального фольклора.)

    Разработала и провела музыкальный руководитель Долгушева Любовь Николаевна.


    Цель: Обобщать знания детей о русском фольклоре : народных песнях, пословицах, русских народных инструментах, хороводах, частушках, прибаутках. Посредством народной песни вызвать интерес ребёнка к русскому песенному фольклору, приобщать к русскому народному наследию и традициям.
    Задачи:
    • Расширить представления детей о музыкальном фольклоре путем знакомства с разнообразными формами песенного фольклора.
    • Обогатить опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольклору.
    • Познакомить с элементами русского народного костюма.
    • Развивать наблюдательность, активную речь, творческую активность, музыкальный слух детей.
    • Актуализировать полученные раннее знания, учить самостоятельно выполнять задания.
    • Закрепить навыки эмоционального исполнения песен-прибауток, частушек, выразительного интонирования, естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения, эмоционально.
    • Воспитывать:
    - певческую культуру детей;
    - любовь, уважение к культурному наследию народа;
    - доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
    Методы:
    игровой, словесный, наглядный, проблемно – поисковый.
    Оборудование и атрибутика:
    интерактивная доска, компьютер, музыкальные инструменты по количеству детей,  русские народные костюмы детские и взрослые.
    Предварительная работа.
     1). Беседы о музыкальном фольклоре, о народных музыкальных инструментах;
    2). Разучивание с детьми пословицы и поговорки о русской песне, частушки о русских народных инструментах; 
    3). Знакомство  с жанрами русской народной песни, с народными играми с пением, с русскими народными хороводами.
                          Ход ОД:
    Звучит спокойная русская народная мелодия. Дети заходят, держась за руки, двигаются «змейкой», затем по кругу, то лицом в круг, то спиной, с окончанием музыки останавливаются полукругом.
    Муз. рук. Ребята, я очень рада вас видеть!
    Мотивация:
    Придумано кем-то, просто и мудро
    При встрече здороваться «Доброе утро».
    Давайте и мы с вами поздороваемся как мы умеем. Найдем себе пару.
    Здравствуй друг – рукопожатие
    Как ты тут? – кладут ладошку на плечо
    Где ты был? – теребят за ушко
    Я скучал – скрещивают руки у себя на груди
    Ты пришел – разводят руки в стороны
    Хорошо - хлопок о ладошки друг друга.
    Дети садятся на стульчики.
    Муз. рук. Ребята, у меня для вас есть интересная новость. Сегодня, когда я открыла компьютер, готовясь к нашей встрече, мне на электронную почту пришло необычное письмо, и я решила вам о нем рассказать, тем более что в нем идет обращение к вам. Давайте прочтем его и узнаем от кого оно?
    Музыкальный руководитель обращает внимание детей на экран. На экране появляется текст письма, музыкальный руководитель зачитывает его.
    Текст письма: «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас к себе в гости. Я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю вам отправиться в путешествие в страну фольклора. Я приготовил для вас задания. А чтобы вы не заблудились, посылаю вам карту. Я её составил сам. Ваш дедушка Фольклор»
    (КАРТА появляется на экране)
    Муз. рук. Ребята, что это за дедушка? Мы с ним разве встречались? Что такое «фольклор», вы знаете?
    Дети. Фольклор - это народное творчество (потешки, прибаутки, считалки, заклички, загадки, игры, песни, колыбельные, пляски, хороводы, сказки, дразнилки).
    Муз. рук. А кто их сочинял?
    Дети. Народ!
    Муз. рук. Молодцы, ребята, всё знаете. Ну что, отправимся в гости к дедушке Фольклору?
    Дети. Да!
    Муз. рук. Мы сегодня попутешествуем и лучше познакомимся с нашим фольклором.
    Давайте посмотрим карту, куда нам нужно путь держать и что за задания прислал нам дедушка Фольклор?
    Смотрят на экран. В ходе занятия муз. рук. показывает детям пункты, в которых они будут останавливаться во время «путешествия» и выполнять задания.
    Муз. рук. Путешествие, ребята,
    Не дается без труда.
    Отвечайте дружно, хором,
    Вы к труду готовы?
    Дети. Да!
    Муз. рук. Ну что! В путь! А в пути нам помогут русские народные песни. Народная пословица гласит: 
     «Песню запеваем – дорогу коротаем».
     Я буду петь начало песни, допевать же будем вместе!

    Муз. рук. Ах вы, сени, мои сени, Сени новые мои
    Дети: Сени новые, кленовые,
    Решетчатые!
    Муз. рук. Во поле береза стояла,  Во поле кудрявая стояла.
    Дети: Лю-ли, лю-ли, стояла,
    Лю-ли, лю-ли, стояла.
    Муз. рук. Я на горку шла, Тяжело несла 
    Дети: Уморилась, уморилась, 
    Уморилася.
    Муз.рук: Как у наших у ворот, как у наших у ворот
    Дети: Ай-люли у ворот, ай-люли,  у ворот!
    Муз. рук.  Молодцы! Когда мы отправлялись в путь, я вам сказала русскую народную пословицу про песню. Вы её запомнили? Давайте вместе её повторим: «Песню запеваем – дорогу коротаем». А какие вы знаете пословицы про песню?
    Пословицы и поговорки о русской песне :
    - «Бедный песни поёт, а богатый только слушает»
    - «Беседа дорогу коротает, а песня работу»
    - «Пой песню тот, у кого голос хорош»
    - «Без песен мир тесен»
    - «Где песня поется, там счастливо живется»
    - «С песней — хоть за три моря»
    - «Спели малость — и прошла усталость»
    - «С песней дружить – и в бою не тужить»
    Дети поют р.н.п. «Если хочешь быть военным?»- стоя около стульев.
    Муз. рук. Ну что, отдохнули? Нужно нам дальше путь держать!
    Смотрит в карту.
    Муз. рук. Впереди нас ждут поля, да зеленые леса…
    А вот, ребята, и первое задание дедушки Фольклора:
    «Этот лес вы пройдете, если песню про него споете»
    Муз. рук. Ну, какую же песню про лес мы споем? В какой песне встречается слово «лес»?
    Дети. Русскую народную песню «Во кузнице».
    Муз.рук: Дети, давайте вспомним очень красивую песню «Во кузнице»?
                      Песня «Во кузнице»
    Муз. рук. Ну вот, лес мы прошли! Что же дальше впереди? Посмотрим карту, надо узнать, куда нам дальше идти (Смотрит в карту)
    Муз. рук.
    На пригорке деревушка
    Под названьем Веселушка,
    Развеселый в ней народ
    Песни русские поёт.
    Песни не простые,
    А шуточные-прибауточные!
    В деревню ту шагайте
    И игру   начинайте!
    - И это второе задание для нас-  р.н.п. «На горе -то калина»
    Муз. рук. Скажите, а это просто песня или песня - хоровод? (ответ детей) Почему вы так думаете?(ответ)
                 В хоровод скорей вставайте
                Громко песню запевайте! (дети под музыку встают в круг)
    Дети исполняют русскую народную игровую песню «На горе- то калина»
    Муз. рук. Ну что, ребятки, нужно дальше нам двигаться! Сейчас посмотрим, куда идти (смотрит в карту)
    - Спешим в деревню «Гармошка»,
    Осталось пути немножко.
    Идут вместе с воспитателем по залу под р. н. м. для дробного шага по кругу. Ведет детей  к «Музыкальному магазину».
    Воспит.: (с окончанием музыки). Ну, вот мы и добрались до деревни «Гармошка», нужно у кого-нибудь спросить, как найти дедушку Фольклора?
    - Посмотрите, ребята, в этой деревне какой-то магазин интересный есть.
    - Как вы думаете, чем в нем торгуют? По названию деревни «Гармошка» не догадывайтесь? Товар тут необычный, музыкальный (дети догадываются, что это музыкальные инструменты).
    Воспит: А где же продавец? Давайте постучим в окошечко, спросим, как нам пройти к дедушке Фольклору (стучат, выглядывает продавец-воспитатель)
    - Здравствуйте! Не подскажете нам дорогу к дедушке Фольклору?
    Продавец (воспитатель). А, ребятки, здравствуйте! Так это он про вас говорил, что ждет вас в гости? Он вам тут послание оставил (передает конверт).
    Муз. рук. (открывает, читает). «Вы, ребята, не зевайте, инструменты покупайте и частушки запевайте!» Так это нам третье задание от дедушки Фольклора. Ну что, ребята, так и сделаем – купим музыкальные инструменты?  Но у нас же нет денег? 
    Продавец: А вы  отгадайте загадку  и получите инструмент.
    Дети по очереди «выкупают» инструменты.
    1. Есть у нас веселый друг,
    Очень любит громкий стук.
    Тут ответ совсем не труден -
    Знают все, что это…(бубен)

    2. Тараторит, словно тётка.
    Называется….  (Трещотка)
     3. В лесу вырезана,
    Гладко вытесана,
    Поет-заливается.
    Как называется?   (Дудочка)
    4.Доска ребристая
    Очень голосистая!
    Палкой водим – ну и ну!
    Так играли в старину.   (рубель)

     5.Ты ей только не тряси,
    Поверти вокруг оси.
    Затыкайте, гости, ушки!
    Громкий голос у …… (вертушки)

    6. Деревянные, резные,
    Расписные, озорные.
    А в руках как застучат −
    Всех порадуют ребят…(ложки)
    Муз. рук. Все инструменты музыкальные выкупили? А вы помните, о чем нас еще попросил дедушка Фольклор? (подсказывает, зачитывая фразы письма «Вы, ребята не зевайте, инструменты покупайте и ….»)
    - А что такое «частушки»? (это веселые короткие песенки)
    - А давайте мы с вами сейчас споем частушки?
    Далее на проигрыш дети  выстраиваются в полукруг.
    Частушки про рус. нар. инструменты.
    1. Балалайка, три струны,
    Все, что нужно для души.
    Только стоит заиграть,
    Ноги сами идут в пляс!
    2. Тра-та-та, тра-та-та -
    Стучат ложки до утра,
    Звонкие, резные
    Ложки расписные!
    3. Бубен весело звенит,
    Ребятишек веселит,
    Бубен спой еще разок,
    Твой чудесен голосок!
    4. Ты, трещоточка, трещи,
    И друзей себе ищи,
    Покружись туда – сюда, -
    Соберётся детвора!
    5. Не воробушек, не гулька -
    Нет, обычная свистулька!
    А народ кругом дивится:
    "Вот певунья эта птица!»
    6. Музыканты заиграли,
    Все под музыку и в лад,
    Так старались, улыбались,
    Полюбуйтесь на ребят!
    Муз. рук. Ох, ну и весело же у нас! Ребята, когда вы играли на музыкальных инструментах, какой коллектив у вас создался? (оркестр) Вы большие молодцы, все правильно отвечаете!
    После песни дети  под музыку кладут инструменты на столик. 
            Песня : «Жили у бабуси» (дети садятся)
    Воспит:  Но, ребятки, нам все же надо спешить, найти дедушку Фольклора!          Смотрят на карту, читаем:
    «По дорожке вы идите и в избу мою входите»
    На экране появляется заставка избы изнутри.
    Муз. рук. Давайте, ребята, зайдем в избу.
    Какие вы, ребята, молодцы! Справились со всеми заданиями! Но дедушка Фольклор нам обещал что-то интересное. Что же это может быть?
    Муз. рук. Мне кажется, дедушка Фольклор нам какой-то знак дает… где мы с вами находимся? (указывает на экран, дети отвечают) Правильно, в русской избе. Обратите внимание, что мы видим в избе?
    Дети. Печь, лавки, стол, сундук…
    Муз. рук. Ребята, а что наши прабабушки хранили в сундуке?
    Дети. Одежду.
    Муз. рук. Совершенно верно! И вы, наверно, уже догадываетесь, ребята, о чем нам хотел рассказать дедушка Фольклор? (ответ детей) О русской народной одежде!
    Русский народный костюм – это частичка самого народа. С самых давних времен славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Все женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!
                        На экране  женский и мужской костюмы.
    Муз. рук. Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти.  Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда  Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Неотъемлемым элементом женского костюма был передник . Носили его поверх рубахи или сарафана. Головной убор  называется кокошник, его надевали по праздникам.  Самой распространенной обувью были плетеные лапти.
     Основой мужского костюма была рубаха. Длина ее доходила до колен. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком (поясом). Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани)  и поверх обували лапти. Завершал мужской костюм головной убор  - картуз (родственник современной фуражке).
    Муз.рук:  Ну что ж? Вам понравилось наше путешествие? А куда мы путешествовали? С какими элементами фольклора мы встретились в пути? Что нового вы узнали?
    Муз. рук. Ну что, мои дорогие! Наше путешествие подошло к концу! Вы прошли нелегкий путь и отлично справились со всеми заданиями! 
     Сегодня, ребята, мы прикоснулись к музыкальному творчеству нашего русского народа. Я надеюсь, что это помогло вам глубже проникнуть в его душу и характер и ещё крепче полюбить нашу родную землю – Россию.
    «Кто песни русские поет – тот весело живет!» Дети покидают зал.

    Категория: Конспекты занятий | Добавил: Черняк (16.03.2022)
    Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Книга Памяти ДОУ
    Рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    РИП
    ПИЛ
    Архив новостей
    Флагманы образован
    Независимая оценка
    Родителям
    Госуслуги on-line
    КО АБМР г.Балаково
    2023-год педагога
    Вверх
    Администратор сайта Черняк Ирина Петровна © 2024