Мастер-класс «Школа театра»
Детство-время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его.Театрализованная игра по своей психологической структуре - прототип будущей серьезной деятельности жизни.
Участие детей в инсценировках обогащает словарный запас, развивает мышление, внимание, память, помогает их социализации в процессе осмысления нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, дает толчок эмоционального развития. Инсценировки - это средство самовыражения и самореализации ребенка. Коллективный характер игры создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Мой мастер-класс посвящен игровым методам и приемам театрализованной деятельности.
Первый этап- определение образа. Его задача научить детей распознавать конкретный образ, выделять характерные черты, присущие только ему. Поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают ребенка думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.Например: -Какую вы увидели лису в сказке «Заюшкина избушка»? (хитрую, хищную и т. д.)-В чем это проявляется? и т.д.
Второй этап- работа над мимикой. Его задача-научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.
Игра «Мимический куб» (Берется куб, на гранях которого изображены мимические пиктограммы. Ребенок бросает куб и воспроизводит мимическое выражение, которое изображено на кубе).
Игра «Мимический диктант» (Воспитатель читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки –пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их).
Третий этап- работа над голосом. Его задача-развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Все методы и приемы, используемые на этом этапе широко известны.
Игры на развитие артикуляции.
Можно взять куб, на грани которого наклеены картинки –символы артикуляционных упражнений. Ребенок бросает куб и выполняет «выпавшее» упражнение.
Игры на развитие дыхания.
Также можно использовать куб, на гранях которого изображены символы предметов, которые применяются в дыхательных упражнениях: вертушка, шар, фрукты, снежинки и др. Ребенок бросает кубик и выбирает предмет для выработки плавного речевого выдоха.
Или можно использовать карточки с символами предметов дыхательных упражнений. Карточки перевернуты, ребенок, не видя, выбирает любую. Потом выбирает предмет, изображенный на карточке.
В работе над темпом речи используем игру «Покажи символ».
Правила игры: воспитатель произносит фразу в разном темпе, а ребенок, слушая, поднимает символы, соответствующие этой фразе (желтый круг-умеренно, зеленый круг-быстро, красный круг-медленно).Воспитатель поднимает символы, а дети произносят фразу в разном темпе.
Работая над мелодикой речи, используем такие игры:
- «Составь схему»(Дети, слушая речевой материал, составляют из карточек схему с обозначением соответствующей мелодики).
- «Волшебная линия» (Воспитатель показывает схему фразы, а дети произносят фразу, опираясь на схему, повышая или понижая голос.Настроить голос на звонкость помогают упражнения со звуком «ммм», резонирующие в передней части рта, причем вибрация будет ощущаться на протяжных слогах: «ммммииии», «ммммээээ», «ммммаааа», «ммммоооо» и т.д. Произносить нужно с интонацией легкого удивления или зова).
Работая над силой голоса, дается детям такое задание: произнести фразу сначала почти без голоса, одной артикуляцией; затем шепотом; голосом небольшой громкости; потом очень громко.
Рассмотрим прием- «интонационная выразительность». Здесь дается определенная фраза. Эту фразу необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определенному образу персонажа: волку, лисе, зайцу и т.д.
Четвертый этап- работа над жестом и движением. Его задача-научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.
Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру «Повторяй-ка».
Правила игры:
- совместно выбрать конкретный образ персонажа,
-первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу,
- задача каждого последующего участника игры- воспроизвести движение или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию «жест-образ».
Игра «Волшебный куб» (Берется куб, на гранях которого изображены персонажи сказок. Ребенок бросает куб и воспроизводит движение, присущее образу).
Игра «Карточки-загадки» (Берутся карточки, на которых изображены персонажи сказок. Карточки перевернуты, ребенок, не видя, выбирает любую. Затем воспроизводит движение этого образа, а остальные дети должны угадать кого он изобразил).
Пятый этап- заучивание роли. Его задача- выучить текст конкретной роли.Здесь предлагаю прием «Книжечка». Используется во время прочтения текста. Детям предлагаю закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу.Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из нее предложения, которые запомнили. Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, используется следующий прием- «Волшебный сундучок». Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так с помощью воспитателя выстраивается текст.
При использовании следующего приема – «Театр на фланели», в процессе запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста.
В совокупности эти приемы способствуют более легкому запоминанию текста.
Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать его в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, поскольку сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость.
|