Логопедическая образовательная ситуация в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Путешествие по островам знаний».
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря. Закрепить умение детей выполнять звуко-слоговой анализ слова; активизировать речевую деятельность детей; Совершенствование грамматического строя речи (учить согласовывать прилагательные с существительными ).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: аудиозапись: «шум моря, крики чаек», голубая ткань, бутылка с картой, картинки людей работающих на корабле, мягкие модули для постройки корабля, картинки с изображением морских обитателей, пальм, карточки с написанными на них буквами ,обручи, сундук, букет цветов для рефлексии , таблички для ориентировки на листе бумаги, ракушки, картинки с изображением рыбок с написанными на них буквами.
1.Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята. (Дети встают в круг).
- Посмотрите, у меня в руках цветок, давайте передадим его друг другу и поделимся хорошим настроением. Сегодня у нас необычное занятие, а волшебное.
-Послушайте, что вы слышите? (шум моря, крики чаек).
-А какое бывает море? (беспокойное, большое, бескрайнее, красивое, ласковое.)
-А как называется явление, когда море беспокойное? (буря)
-А когда море спокойное? (штиль)
-А какой ветер дует на море? (сильный, ласковый)
-Дыхательная гимнастика. (Давайте изобразим сильный ветер, а сейчас слабый)
-А сейчас отгадайте загадку:
Я люблю на ней кататься, вверх взлетать и опускаться.
Так игрива и вольна! Угадали, что (волна)
-Ой, давайте присядем, нас накроет волна.
-А что же на дне, посмотрите, это старинная бутылка, а в ней карта.
- Кто найдет карту, тот может отыскать клад ,но это будет тот, кто сможет выполнить все задания, которые находятся на островах знаний.»
2.Основная часть.
Прежде, чем отправиться в путь , нужно быть сильными и сделать гимнастику для языка. (Артикуляционная гимнастика)
-А на чем же мы поплывем? (Нам нужно построить корабль) (Постройка корабля)
Бескозырки надеваем, путешествие мы начинаем.
-Чтобы попасть на корабль, надо повторить цепочку
( Дети повторяют звуковые цепочки:са-са-ша,шу-шу-су и т.д)
-Ребята , давайте вспомним ,кто работает на корабле?(Капитан, рулевой, радист и т. д)
-Что они делают? (…..
-Вот мы и приплыли на 1 остров. Он называется «Составляй-ка».
Посмотрите, на этом острове очень много букв, надо выбрать те, чтобы составить слово: «кок» .Какие буквы надо взять?(Составление слова и его звуко-буквенный анализ.)
Молодцы, ребята, а второй остров недалеко, давайте возьмем бинокли посмотрим влево, вправо, вверх, вниз, хорошо. Вокруг себя обернись и в бабочку превратись. Полетели к следующему острову.
-А второй остров называется «Размышляй-ка».
Давайте присядем на песочек и послушаем загадки:
Настоящий он циркач-носом отбивает мяч.
Знает и француз и финн: любит поиграть….(дельфин)
-Эта рыба хищник злой, всех проглотит с головой.
Зубы показав. Зевнула и ушла на дно… (акула)
-Симпатичный он на вид ,хоть бывает ядовит
У моллюска восемь ног ,а зовусь я..(осьминог)
-Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу!,-грозит.-Не троньте
Лапки у нее и пузо ,а зовут ее…(медуза)
-На лошадку так похоже ,а живет он в море тоже, вот так рыбка скок, да скок-прыгает..( морской конек)
-И на суше и в воде носит дом с собой везде,
Путешествует без страха в этом доме…(черепаха)
-Для себя на дне морском он клешнями строит дом,
Круглый панцирь, десять лап, догадалис ,это..(краб)
-Что за плащ, хвостатый, темный, рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд электрический он..(скат)
-Ребята, на этом острове растут 1,2,3 пальмы. Давайте разделим слова на слоги и определим куда надо отнести картинку. (Определение количества слогов хлопками).
Физ.минутка.
-Ребята, в морском путешествии нужно быть очень внимательными, давайте с вами поиграем в игру на внимание.
-Чтобы попасть на следующий остров надо перешагнуть лужи, прочитать слоги и слова и не замочить ноги. (Чтение карточек)
-Следующий остров называется «Определяй-ка». На нем живут гласные и согласные звуки , они очень хотят покататься на корабликах.(Дети расселяют гласные и согласные.)
-А еще одно задание этого острова называется: «Соедини рыбок»
-Давайте соединим двух рыбок так, чтобы получился слог. (Составление слогов.
-А на следующий остров надо перейти по брёвнышку.
-Вот и добрались, этот остров называется «Угадай-ка».
-На него морем выбросило настоящие сокровища, чтобы их в руки взять, надо пальчики размять. (Пальчиковая гимнастика).
«Осьминожки».
Плыли, плыли осьминожки
Опустились на дорожку, быстро, быстро побежали и три ножки потеряли.
-Это камешки, давайте в них поиграем. (Ориентировка на листе бумаги. Составление слова «клад».)
3.Итог занятия.
-Ребята, чтобы найти клад, надо знать, где он лежит. Отгадайте загадку:
Деревянный ящик крепкий, он хранит в себе секреты, он надутый, как индюк, называется…(сундук)
-Молодцы, ребята, вот и нашли мы с вами клад.
-Рефлексия.
Ребята, вам понравилось занятие?
Посмотрите какой большой букет расцвел, значит настроение у вас стало лучше и знаний тоже прибавилось. Молодцы! |