Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 12:31

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" г.Балаково Саратовской области

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [159]
Лекции и методические статьи [25]
Экологическое воспитание [1]
Публикации педагогов ДОУ по теме экологическое воспитание дошкольников.
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Запись в ДОУ
Наша страница в Ок
Мы ВКОНТАКТЕ
МОКСаратовской обл
Советуем посетить
  • "Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • "Министерство просвещения Российской Федерации
  • "Российское образование" Федеральный портал
  • Министерство образования Саратовской области официальный портал
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Сообщество "Росток"
  • Сайт Муниципального казённого учреждения "Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области"
  • Всё для детского сада
  • Дошкольник.ру
  • Детский сайт для родителей
  • Дошколёнок
  • Детские уроки
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Главная » Статьи » Методическая копилка » Конспекты занятий

    Конспект образовательной ситуации по подготовке к обучению грамоте в старшей группе  «Согласный глухой звук [Т], буква Т т.».

    Конспект образовательной ситуации по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированного вида
     

    Тема: «Согласный глухой звук [Т], буква Т т.»
    Цель: знакомство детей с согласным глухим звуком [Т], буквой Т т.
    Задачи:
    Обучающие:
    познакомить детей с согласным глухим звуком [Т],  закрепить умение детей выделять на слух звук [Т] в различных позициях: начало, середина, конец слова; закрепить понятия гласные и согласные звуки, их классификацию; закрепить умение проводить фонетический разбор слова, составлять звуковые схемы, делить слова на слоги, определять их количество, ставить ударение;
    Развивающие: развивать фонематическое восприятие и слух; формировать навыки фонематического и слогового анализа и синтеза слов; развивать общую и мелкую моторику; развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление, фантазию), развивать память, речь.
    Воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе образовательной ситуации; формировать навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности, желание прийти на помощь.
    Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность.
    Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный.
    Формы организации: подгрупповая
    Средства: игрушка Буратино, атрибуты для с/р игр «Автобус», «Магазин», домики красного и синего цвета с набором букв, магнитная доска, конверты с заданиями, природный материал, кассы букв и слогов с наборными полотнами, фломастеры, картинки с изображениями буквы Т и различных предметов, крышки красного и синего цвета для составления звуковых схем слова;
    Предварительная работа: чтение сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик» Алексея Толстого; просмотр мультфильма «Приключения Буратино», сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Магазин» и др.
    Планируемые результаты: дети знакомятся с новым звуком, классифицируют его, определяют место нового звука в слове; составляют слова и их звуковые схемы, делят слова на слоги, определяют их количество, ставят ударение.
    Ход ОС
    1.Организационный момент

    Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
    В-ль: 
    -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы занимаетесь, что вы уже знаете. Многие из них вам знакомы. Так что, я думаю, вы не будете их стесняться. Давайте мы с вами им улыбнёмся и поздороваемся.
    (Дети здороваются)
    -А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу; посмотрите на меня и давайте начнём работать.

    2.Мотивация
    В-ль:
    -Сегодня, когда я пришла на работу, я увидела, что под дверью в группу лежит письмо. Я обрадовалась, подумала, что это письмо мне. Но потом прочитала на конверте кому оно адресовано и решила его не открывать. Посмотрите, здесь написано: «Воспитателю и ребятам старшей группы №8». Я решила подождать вас и вместе с вами открыть это письмо. Ну что, прочитаем его?
    Письмо:
    «Здравствуйте воспитатели и дети старшей группы №8. Совсем недавно вы прочитали книжку про меня и мои приключения. Надеюсь, что она вам понравилась. У меня всё хорошо. Я опять живу с папой Карло и теперь слушаюсь его во всём. В сентябре я опять пойду в школу, в первый класс, так как хочу быть умным и образованным. А пока со мной занимается Мальвина. Она задаёт мне очень много всяких сложных заданий, а я не могу все их выполнить. Вот и решил обратиться к вам за помощью. Помогите мне выполнить задания Мальвины. Ваш Буратино.»
    В-ль:
    -Ребята, так это письмо написал Буратино! Ему нужна наша помощь.  Поможем?
    (Да)

    3.Основная часть
    В-ль:
    -Но Буратино живёт ведь далеко в сказочной стране, и ехать туда нужно на каком-нибудь транспорте. А как вы думаете, на чём мы могли бы отправиться в гости к Буратино?
    (Дети называют виды транспорта: на поезде, самолёте, корабле, автобусе)
    В-ль: 

    -Мы с вами едем на автобусе.
    (смотрю в конверт)
    -Да здесь в конверте и билеты есть. Буратино обо всём позаботился, даже билеты нам прислал. (раздаю билеты)
    -А билеты тоже не обычные. На каждом билете написана какая-нибудь буква: А, О, У, С, М, Р, Л, К. Для того, чтобы сесть в автобус, вам нужно придумать слово, которое будет начинаться на эту букву. А я буду кондуктором! И так, приготовились к посадке в автобус?!
    (Дети называют слова и после этого заходят в автобус и садятся на стул, на котором написана такая же буква.)
    (После того, как все дети займут свои места, выбираем водителя)
    -Ребята, а как называют человека, который управляет автобусом?
    (водитель, шофёр)
    -Водителем сегодня у нас будет Толя.
    (Толя садится на водительское место. Даю ему руль.)
    Знакомство с новым звуком и новой буквой
    -Ребята, мы едем в сказочную страну на сказочном автобусе. А раз он сказочный, то и заводится он необычно. Для того, чтобы завести автобус, нам нужно разучить скороговорку. Послушайте её:
    «Топали да топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги-то оттопали.»  
    -Ребята, а как выдумаете, что обозначает слово «топали»?
    (шли: топ-топ-топ)
    -Правильно. Дотопали, значит дошли. А до чего дошли? (до тополя)
    -Что такое тополь? (дерево)
    -Ноги оттопали, значит, ноги устали, утомились.
    (Я повторяю скороговорку вначале сама, потом вместе с детьми несколько раз, увеличивая темп. Предлагаю кому-нибудь из детей, кто запомнил, повторить скороговорку самостоятельно)
    В-ль:
    — Вот теперь наш автобус завёлся. Поехали!
    -А какой звук в нашей скороговорке повторялся очень часто? Кто из вас запомнил?
    (Звук [Т])
    -Давайте произнесём звук [Т].
    (Дети произносят несколько раз)
    -Понаблюдайте за тем, как образуется звук [Т], встречает ли струя воздуха, выходящая из горлышка, какую-нибудь преграду?
    (Язык).
    -Да.  Он упирается в бугорок за верхними зубами. Губы растянуты в улыбке. Выдыхаемая струя воздуха прорывается между зубами и языком. А как вы думаете, этот звук согласный или гласный?
    (Согласный)
    -А почему вы так решили?
    (Струя воздуха встречает преграды в виде зубов и языка)
    -А можно его пропеть?
    (Нет)
    -Произнесите ещё раз звук [Т]. Он произносится звонко, с голосом, или тихо, глухо, без голоса?
    (Глухо, без голоса)
    — Значит, звук [Т], какой?
    (Согласный, глухой)
    -Правильно. Ребята, в горлышке у нас живут звуки. А как называются значки, при помощи которых эти звуки записывают, составляют слова?
    (Буквы)
    -Посмотрите, это буква Т, которая обозначает согласный глухой звук [Т]. Как вы думаете, на что она похожа?
    (На швабру, на гриб, на грабли и т.д.)
    Показываю картинки
    -Она пишется вот так: вначале прописывается сверху вниз вертикальная палочка, а потом над ней горизонтально пишется ещё одна палочка.
     (показываю левой рукой в воздухе и предлагаю детям повторить за мной).
    В-ль: (оглядываясь вокруг)

    -Ой, ребята, за разговорами мы с вами и не заметили, как приехали на место.
    Все выходят из автобуса.
    -Ребята, я вот что подумала, разве хорошо идти в гости с пустыми руками, без подарка? Я знаю тут неподалёку один небольшой, но хороший магазинчик. Давайте зайдём туда и купим для Буратино какие-нибудь подарки.
    (Подходим к магазину, я раздаю детям деньги по 5 и по 10 рублей)
    -Посмотрите на полки. Здесь очень много всего продаётся.  Но давайте купим только предметы, в названиях которых есть звук [Т]. Я буду продавцом.
    (Дети покупают предметы, называют в каком месте в этом слове стоит звук[Т]: в начале, в середине или в конце слова. Делят слова на слоги, называют их количество: ка-пус-та, та-поч-ки, фло-мас-те-ры, кон-фе-та, блок-нот, трак-тор, мо-ло-ток, пла-сти-лин). Когда все дети купили подарки, идём дальше.
    В-ль:

    -Ну вот, подарки купили, можно и в гости идти. 
    Приходим к доске, где спрятан Буратино. У него конверты с заданиями. 
    -В-ль:
    -Здравствуй Буратино. (Дети и Буратино здороваются)
    -Мы получили твоё письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. А пока ехали, познакомились с новым звуком и новой буквой. Ребята, какой звук мы узнали?  ([Т].) Какой это звук? (согласный, глухой).
    -Мы даже подарки тебе купили, в названиях которых есть звук [Т]. (Дети отдают подарки Буратино)
    В-ль:
    -Давай Буратино, свои задания. Беру у Буратино конверты
    Задание 1
    Нужно разложить буквы в домики. В какого цвета домик мы положим буквы, которые обозначают гласный звук? (в красный) а согласный звук? (в синий) Прикрепляю на магнитную доску синий и красный домики, на столе разложены буквы. Дети распределяют буквы по домикам. 
    -В красный домик вы определили буквы, которые обозначают звуки А, О, У, Ы. Почему?
    (они гласные, потому, что поются, и воздух, который при произнесении этих звуков, выходит из горлышка, не встречает на своём пути никаких преград)
    -А почему эти буквы вы поставили в синий домик? (они обозначают согласные звуки, при произнесении которых воздух, выходящий из горлышка встречает разные преграды, и их нельзя пропеть)
    В-ль:
    -Молодцы. Справились с первым заданием. Давайте посмотрим, что там во втором конверте.
    Задание 2
    Нужно выложить букву Т из природного материала. (Подходим к столу, на котором в контейнерах лежат: фасоль, семечки тыквенные, цветные камушки для аквариума, жёлуди).
    -Что вы видите на столе?  (фасоль, семечки тыквенные, цветные камушки для аквариума, жёлуди). 
    -Как всё это назвать одним словом? (природный материал)
    -Выберите понравившийся материал и выложите из него букву Т.
     Дети выбирают понравившийся материал и выкладывают из него букву Т.
    В-ль:
    -Молодцы! Со вторым задание тоже справились.
    Задание 3
    В-ль:
    -Чтобы выполнить задание, нам нужно сесть за столы. 
    Раздаю детям карточки, на которых написаны в один ряд повторяющиеся буквы. 
    -Возьмите фломастеры и обведите букву Т.
    Дети выполняют задание.
    -Ну вот и с этим заданием мы справились.
    Задание 4
    В-ль:
    -Осталось последнее, самое трудное задание. Но я уверена, что и с ним вы с лёгкостью справитесь. 
    На столе у каждого ребёнка касса букв и слогов и контейнер с крышками синего и красного цвета. Достаю из конверта карточки с предметными картинками, по три на каждого ребёнка. Раздаю их.
    -Ребята, рассмотрите свои карточки. Они у всех вас разные. Их по три штуки. На них изображены разные предметы, но только в названии одного из них есть звук [Т]. Вам нужно найти этот предмет, выложить в кассе его название и составить звуковую схему этого слова.
    Раздаю детям карточки, дети начинают выполнять задание. По ходу смотрю, кто из детей испытывает затруднения. Подхожу, задаю наводящие вопросы. Прошу проговаривать слово шёпотом при составлении его в кассе.
    Если остаётся время, проводим разбор составленных слов, делим их на слоги, выделяем ударный.

    В-ль: (обращаясь к Буратино)
    — Вот мы и выполнили все задания Мальвины. 
    Буратино:
    -Спасибо вам ребята. Я тоже приготовил вам подарки. 
    Отдаёт ребятам конверты с  набором пазлов, из которых можно составить букву Т.
    В-ль:
    -Спасибо тебе, Буратино. А нам пора в обратный путь. Но обратно мы уже не поедем на автобусе. 
    4.Рефлексия
    Дети выходят на ковёр.
    -Давайте вспомним заклинание, которое произносил Буратино в сказке, когда закопал свои монеты на поле Дураков. Закрывайте глаза. Приготовились!
    -КРЭКС-ПЭКС-ФЭКС!
    -Открывайте глаза. Ну вот мы и дома. А вспомните, ребята, что нашли герои сказки за потайной дверкой в каморке папы Карло. 
    (Они нашли новый чудесный кукольный театр).
    -Мы с вами сейчас на секунду тоже станем актёрами. Я приготовила для вас вот такие улыбки.  Если сегодняшнее путешествие вам понравилось, если вы узнали для себя что-то новое, возьмите себе весёлую улыбку. А если не понравилось и нового для себя вы ничего не узнали, возьмите грустную. 
    Дети выбирают улыбки на палочке.
    -А теперь приложите их к своему лицу и повернитесь к гостям.

     

    Категория: Конспекты занятий | Добавил: Черняк (05.05.2023)
    Просмотров: 135 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Книга Памяти ДОУ
    Рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    РИП
    ПИЛ
    Архив новостей
    Флагманы образован
    Независимая оценка
    Родителям
    Госуслуги on-line
    КО АБМР г.Балаково
    2023-год педагога
    Вверх
    Администратор сайта Черняк Ирина Петровна © 2024