Конспект образовательной ситуации по художественно – эстетическому развитию (аппликация)
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Колосок необычайной красоты».
Цель: расширение и углубление знаний детей о пшеничном колосе, его внешнем виде;
Задачи:
•совершенствовать общую и мелкую моторику;
•активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый).
•воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе;
•умение доводить начатое дело до конца;
•аккуратность при работе с клеем и красками;
•воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал и оборудование: Черный картон, тыквенные семечки, гуашь желтая, клей ПВА с дозатором, салфетки бумажные, шаблоны стебля и листьев колоска, кисточка, баночка для воды, иллюстрация веселого и грустного колоска, русский народный костюм, аудиозапись мелодии «Кадриль».
Ход НОД:
МОТИВАЦИЯ.
(Дети входят в группу).
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.(После приветствия начинает тихонько играть русская народная мелодия «Кадриль»)
В: Ой, Ребята, что это? играет такая красивая мелодия, давайте с вами тихонько присядем на коврик, закроем глаза и насладимся ее звучанием (Сделать мелодию немного громче). (прослушивание музыки 1 мин. Дети сидят на ковриках, в это время воспитатель надевает русский народный костюм или просто кокошнике. (Выключается мелодия).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В: Ребята, скажите, какое настроение навеяла вам эта мелодия?
Д: Радости, ….. выслушать несколько вариантов ответов детей.
В: А мне эта мелодия навеяла улыбку и радостное настроение. Подойдите все ко мне и станьте, пожалуйста, полукругом. (Дети становятся полукругом рядом с воспитательницей).
В: Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно?
(Воспитатель зачитывает стихотворение)
Шумят колосья золотые,
Шумят и клонятся к земле.
Они, как будто все живые,
Шумят и ночью в тишине.
Придет пора, в колосьях зерна
Все превратятся в новый хлеб,
Который нужен всем сегодня,
Чтоб счастлив был наш человек.
Чтоб жила радость в каждом доме,
И счастье было на Земле
От этих маленьких вот зёрен,
От того хлеба на столе!
Воспитатель: Ребята, это стихотворение написал писатель Михаил Синица. Скажите, о чем это стихотворение?
Дети: о колосьях, о красоте природы, о хлебе и т.д. (выслушать мнение детей).
Воспитатель: Молодцы. Вы внимательно послушали стихотворение и смогли вникнуть в его смысл и понять о чем оно. Я не просто так зачитала вам именно слова этого стихотворения и надела костюм русский народный. Сделала это потому, что мне хочется окунуться в былые времена и вспомнить, как раньше из колосков своими руками делали хлеб. А знаете ли вы, из чего делают хлеб?
Дети: Из муки
Воспитатель: А из чего делается мука?
Д: из зерен пшеницы…….и т.д.
А знаете ли вы, как выглядит колосок?
Д: Да.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим колосок. (Рассмотреть иллюстрацию или сам колосок.)
Воспитатель: Раньше люди собирали колосья вручную, а сейчас все механизировано и делается на заводах при помощи специального оборудования. А чтобы и вам было понятно, как появился хлеб в далекие времена, я расскажу вам интересную легенду. Присядьте на стульчики и послушайте. ( Воспитатель садится вместе с детьми и начинает рассказывать)
« Легенда о хлебном колосе»:
"В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно шел дождик, когда нужно – светило солнце. В лесах росли плодовые деревья. Звери были смирными, и все кормились травой.
Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода. Хлебный колос был очень большим – стебля почти не было, зерна начинались от самой земли, и каждое зерно было размером с боб. Хлеба было так много, что его никто не ценил.
Один раз Бог ходил по земле и увидел, как мать подтерла краюшкой только что испеченного хлеба замаравшегося ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, поднялся на небо и лишил людей хлеба.
Стала земля как камень, реки высохли, трава завяла. Наступил голод. Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба. Тот сжалился и выделил на кошачью и собачью долю маленький колос на длинном стебле.
Бог сделал так, что лето стало занимать только половину года. Зима – для людей, а лето – для зверей. Люди, выпекая свежий хлеб, первый кусок отдавали кошкам и собакам.
Воспитатель: А теперь скажите, чему нас учит данная легенда?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Да, вы правы, смысл этой легенды заключается в бережном отношении к хлебу и умению испытывать чувство сострадания как к людям нуждающимся, так и к животным.
А сейчас пришло время немного отдохнуть.
Физкультурная минутка «В землю зёрнышко попало» (под музыку)
В землю зёрнышко попало.
(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)
Прорастать на солнце стало.
(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая:
«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!»
«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»)
(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)
Дождик землю поливал, и росточек подрастал!
(Дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся (руки в стороны)
И красавцем обернулся (руки вперёд).
Золотые колоски на ветру качаются,
(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз).
Низко наклоняются.
(Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают:
«Поспел урожай! Приезжай, убирай!
(Наклоны вниз)
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, а сейчас я загадаю вам загадку, а вы послушайте и скажите мне отгадку.
Воспитатель зачитывает загадку:
«Вырос в поле дом, полон дом зерном
Дети: колосок, колос и другие варианты (воспитатель выслушивает мнения детей). (Пока дети отгадывают загадку, помощник воспитателя ставит на стол вазочку с колоском)
Воспитатель: Ребята, пока мы загадку отгадывали, у нас в группе пророс колосок, посмотрите на него, он печальный. (На фланелеграфе вывесить иллюстрацию грустного колоска).
Воспитатель: Как вы думаете, почему он грустный?
Дети: Выслушать варианты ответов детей.
Воспитатель: Возможно, он печален, так как совсем один давайте его рассмотрим. (Воспитатель вместе с детьми подходит к фланелеграфу и просит, чтобы они стали вокруг нее полукругом, дети совместно с воспитателем рассматривают колосок).
Воспитатель: Давайте расскажем колоску, что мы про него знаем.
Беседа о колоске
1. Где растет колосок?
2. Какие растения еще растут в поле, у которых есть колоски?
Дети: (воспитатель выслушивает ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что находится на колоске?
Дети: зерна (воспитатель демонстрирует натуральный пшеничный колос, если есть, или иллюстрацию колоска).
Воспитатель: Ребята, скажите, что делают из пшеничных зерен?
Дети: муку
Воспитатель: что делают из муки?
Дети: Хлеб, булки, бублики, макароны, хлебобулочные изделия и т.д..
Воспитатель, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, может тогда колосок улыбнется и перестанет грустить.
Д/И: « Объясни».
Я в руках держу игру,
И кручу ее кручу.
Куда стрелка попадает,
То мы быстро объясняем.
Готовы?
Дети: Да. (Воспитатель берет в руки круг, к которому прикреплена стрелка, крутящаяся по кругу).
Воспитатель вновь обращает внимание детей на грустного колоска. К сожалению, у нас не получилось игрой развеселить колоска ,но у меня есть идея. Подойдите ближе ко мне. Воспитатель шепотом говорит детям: - «Давайте поможем колоску перестать грустить. Я предлагаю вам пройти тихонько за свои столы и внимательно послушать, что нам нужно будет сделать. Я вам расскажу свою идею, а мы вместе ее воплотим. Предлагаю вам сделать пшеничное поле для колоска, тогда его печаль пройдет, ведь он перестанет быть один.
Самостоятельная работа:
Воспитатель: Внимательно посмотрите на свои столы и скажите, все ли у вас есть из того, что я назову вам для выполнения нашей работы. Нам понадобится: черный лист картона (плотный, матовый, формат А4), клей ПВА (с дозатором, кисть плоская с жесткой щетиной), гуашь желтого цвета, бумажный жгут желтого цвета, нарезанные листья тоненькие, тыквенные семечки и оригинал колоса или иллюстрация для примера. Проверьте, все ли у вас есть?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда приступим. Первым делом мы выложим колос на основу из черного картона, вот так ( воспитатель демонстрирует), но пока без использования клея, чтобы вам было понятно, как будет выглядеть ваш колосок. Выкладываем стебель, а зернами нам послужат тыквенные семечки. Посмотрите на свои колоски, запомните расположение всех деталей. А теперь давайте аккуратно все это приклеим на основу. Повторяйте за мной: - Берем клей и тонким слоем наносим его на лист картона на то место, где будет стебелек, вот так (демонстрирует, проводя прямые линии для стебля, приклеивая бумажный жгут - стебель, затем промазывает каждое зернышко – семечку, прижимает. (Все действия воспитатель показывает).
В: Вот наш колосок почти готов, осталось закрасить семечки желтым цветом. Берем кисточки и аккуратно наносим краску на зернышки – семечки, вот так (показывает).А чтобы придать нашему колоску красоту, дополним его финальным штрихом, задекорируем его листьями и остью (тонкий заострённый отросток на цветковой или колосковой чешуе у растений) или это можно будет прорисовать кистью. (Пока дети были заняты работой, помощник воспитателя заменил колос грустный, на колосок с улыбкой)
Воспитатель: Вот мы с вами и сделали колосковое поле! Посмотрите, какая же красота у нас получилась. Теперь наш гость Колосок не будет скучать, ведь мы сделали ему целое поле друзей. Давайте покажем ему, что у нас получилось. Посмотрите, наш колосок повеселел. А пока, наши работы сохнут, мы с вами помоем ручки и приведем рабочее место в порядок.
Итог: Спасибо за то, что вы были отзывчивые, активны, внимательны и очень старались при выполнении колосков. Не оставили нашего гостя грустным, а подарили ему новых друзей.
Рефлексия: Ребята, а теперь внимательно подумайте и сделайте свой выбор: если вы считаете, что справились со всеми заданиями, то возьмите «солнышко», а если у вас были в чем то затруднения, то возьмите «звездочку».
Список используемой литературы:
1. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях/ З.А. Богатырева. М.: Просвещение 2017.- 152 с.
2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду/ З.А. Богатырева. М.: Просвещение, 2016.- 224 с.
3. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 2016. - 208 с.
4. Гусакова, М.А. Аппликация/М.А. Гусакова. М.: Просвещение, 2017. - 126 с.
5. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова. М., Просвещение, 2016 г. - 251 с.
|