Конспект интегрированной образовательной ситуации
по математическому развитию в старшей группе
Тема: «Путешествие в королевство Математики»
Цель: формирование математических представлений у детей о месте цифр в числовом ряду, об особенностях геометрических фигур;
Развитие логического мышления, познавательного интереса, умения составлять и решать простые задачи.
Задачи.
Обучающие задачи:
упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
закреплять знание детей о последовательности дней недели, времени года;
закреплять представление детей о геометрических фигурах, умение различать геометрические фигуры;
учить решать арифметические задачи;
упражнять в умении определять расположение объектов в пространстве.
Развивающие задачи:
развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине; развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Воспитывающие задачи:
воспитывать интерес к математике.
Интеграция образовательных областей:
познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.
Виды деятельности:
игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование:
Карточки домиков с цифрами от 1 до 10, листы бумаги с изображением точек от 0 до 10 (при соединении цифр по порядку, получится изображение самолета), птички и дерево, (картинки), веер цифр, тетради на печатной основе, наборы палочек Кюизенера, манка.
Ход образовательной ситуации:
I. Организация детей.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем.
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
II. Мотивация.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы №9 – это вам. Давайте откроем его и посмотрим, от кого оно, и что там написано.
«Дорогие ребята!
В нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все цифры перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена.
Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике. Только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
III. Основная часть.
- Ребята, поможем жителям математического королевства? А на чем мы отправимся, вы узнаете, если выполните задание. У вас на столе лежат листочки и карандаши, вам нужно соединить точки по порядку от 0 10, и тогда вы увидите вид транспорта.
- Соединили? Что получилось?
Дети: Самолет.
1. Воспитатель: Отправимся на самолете. Заняли свои места, пристегнули ремни. Как гудит самолет? (У-у-у-у)
- Ну, вот мы и приземлились.
Нам надо выполнить задания королевы Математики.
1-ое задание.
Ответьте на вопросы:
1) Что сейчас утро или вечер?
2) Что наступает после вечера?
3) Когда вы приходите в детский сад?
4) Сколько дней в неделе?
5) Назовите все дни недели.
6) Какой сегодня день?
- Молодцы, с первым задание справились.
2-ое задание.
- Злой волшебник заколдовал все цифры, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждой цифре встать на свое место. Расставьте их по порядку.
- Настя, назови цифры по порядку, как они стоят.
Молодец.
- Какую цифру вы поставили между цифрами 7 и 9? Между 4 и 6?
- Назовите соседей 6, 2, 4, 9.
- Молодцы! Вы отлично справились с этими заданиями.
3-е задание.
1. Воспитатель: Ребята, а сейчас откройте тетради на с. 27, соедините все цифры по порядку от 1 до 9.
Работа в тетрадях.
1. Воспитатель: Молодцы. Все правильно соединили цифры.
2. Воспитатель:
- Чтобы снять колдовские чары злого колдуна, надо выполнить следующее задание.
4-е задание.
Воспитатель:
- Ребята, злой волшебник оставил нам картинки птичек (воробьи и синицы), яблок и предлагает нам составить и решить задачи, используя их.
- Что есть в задаче?
Дети: Условие, вопрос, решение и ответ.
Воспитатель: Составьте условие задачи про птичек. Я покажу картину, а вы расскажите, что видите – это и будет условие задачи.
Дети: На дереве сидели 2 синицы и 4 воробья.
Воспитатель: Вопрос?
Дети: Сколько всего птиц сидело на дереве?
Воспитатель: Молодцы.
Если пришли, прилетели, подарили, купили, сколько всего и т.д. что происходит с количеством?
Дети: Оно увеличивается.
Воспитатель: Правильно. Знак действия?
Дети: «+».
Воспитатель: Какой пример надо записать?
Дети: 2+4=6
Воспитатель: Артур, иди выложи на доске пример. Молодец.
Воспитатель: итак, сколько всего птиц сидело на дереве?
Дети: 6.
Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы. А сейчас немного отдохнем.
Физминутка.
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь все дружно встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели вновь за дело.
2. Воспитатель: А теперь смотрите за моими действиями – это и будет условие задачи.
Дети: На дереве висело 8. 3 яблока упало. Вопрос – сколько яблок осталось на дереве?
Воспитатель: Умницы. Если упали, ушли, уехали, продали, съели и т.д., что происходит с количеством?
Дети: Оно уменьшается.
Воспитатель: Знак действия?
Дети: «-».
Воспитатель: Молодцы. Какой пример запишем?
Дети: 8-3=5
Воспитатель: Иди Алина выложи на доске пример.
- И с этим заданием вы справились отлично. Мы все ближе к тому, чтобы снять колдовские чары злого волшебника.
Следующее задание 5.
Игровое задание с палочками.
Воспитатель: Перед вами на столе лежат палочки.
1) Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны. Что это за фигура?
Дети: Треугольник.
2) Постройте фигуру, у которой все стороны равны. Как она называется?
Дети: Квадрат.
3) Фигуру, у которой 2 стороны длиннее и 2 короче.
Дети: Прямоугольник.
4) Фигуру из трех палочек.
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Совершенно верно, молодцы. Со всеми заданиями вы справились на отлично! Королевство расколдовано. Ее величество королева Математики очень вами довольна. А вам понравилось это путешествие?
Маргарита, что тебе больше всего понравилось?
Тимофей, а тебе что понравилось?
Алина, тебе?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас мы вам предлагаем нарисовать картины весны королеве Математики. Но, необычные, а по манной крупе. Давайте пройдем к столам.
Дети рисуют пальчиками по манке.
Воспитатель: Вы сегодня молодцы. Всем спасибо. |