Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию дошкольников.
Мир природы - это естественная среда обитания человека, обеспечивающее его нормальное существование, жизнедеятельность.
Экология - слово, которое очень часто звучит в средствах массовой информации.
Мы считаем, что именно сейчас появилась острая необходимость в экологическом воспитании детей. Естественная среда все больше и больше деградирует, а значит, процесс этот надо как то остановить.
Мы стараемся, что бы экологическое образование и воспитание способствовало тому, чтобы дети вырастая, относились к окружающему миру не так беспощадно, как их родители.
Хочется отметить, что уровень экологической воспитанности определяется не тем, что знает ребенок о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет их, а так же на сколько его эмоциональные переживания связанны с окружающей средой, разнообразной деятельностью в ней.
Через игровую деятельность мы воспитываем компетентность и экологическую ответственность. У детей. Компетентность представляет собой взаимосвязь чувства – знания – сознание – поведение – деятельность.
Помочь решить экологические проблемы, призвана система экологического образования подрастающего поколения. Мы знаем, что дошкольный возраст – это период жизни, когда человек делает первые шаги по пути освоения такого сложного мира, который его окружает.
Поэтому в процессе активного общения, взаимодействие с природными объектами, стимулируем естественные потребности малыша в познании миа, формируем систему представлений о природе.
Вместе с тем, это то общение, при условии правильной его организации, обеспечивает и развитие личностных характеристик ребенка.
В этом году особое внимание мы уделяем лекарственным растениям. Изучаем с детьми некоторые из них.
Наша группа приняла участие в конкурсе дидактических экологических игр. Совместно с детьми были сделаны такие игры, как «Назови отгадку», «Что изменилось?», «Сложи и назови». Через игры мы формируем знания, связанные с лекарственными растениями, их значением для здоровья человека, совершенствуем умение зрительно различать эти растения и бережно к ним относиться. Были организованны и сюжетные игры такие как «Фитоаптека», «Фитобар». Зарисовывали с детьми лекарственные растения, отмечая их характерные особенности. На участке нашей группы есть фитоогород, где растут лекарственные растения, посаженные нами вместе с детьми. Так же дети вместе с родителями сажали лекарственные растения семенами дома. Затем мы с детьми ухаживали за ними и наблюдали за их ростом. Вели дневник наблюдений, зарисовывая в него изменения. Весной высадили эти растения на наш фитоогород. И продолжили ухаживать и наблюдать за ними.
Через игры, образовательные ситуации, трудовую и свободную деятельность учим детей видеть и различать прекрасное и безобразное, понимать и ценить добро и противостоять злу. У детей складываются основы миропонимания, мировоззрения, ценностного отношения к природе.
Мы выделили основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию и воспитанию детей:
1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.
2. Научить экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.
3. Воспитывать потребность в общении с природными объектами.
4. Сформировать навыки познания природы через организацию различных видов деятельности.
5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба.
6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и деятельности, направленной на создание природного окружения.
Экологические проблемы, мы считаем, нельзя рассматривать только с точки зрения сохранения окружающей среды. Очень важно переосмыслить те критерии по которым живет человечество. Отсюда вывод, что природа – это не только естественная среда человека, не только фактор удовлетворения его физических и материальных потребностей. Общение с ней обогащает духовный мир человека, делает его мягче, добрее, расширяет кругозор.
Именно поэтому, мы стараемся уделять большое внимание экологическому образованию и воспитанию дошкольников.
|