Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 07:43

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" г.Балаково Саратовской области

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [159]
Лекции и методические статьи [25]
Экологическое воспитание [1]
Публикации педагогов ДОУ по теме экологическое воспитание дошкольников.
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Запись в ДОУ
Наша страница в Ок
Мы ВКОНТАКТЕ
МОКСаратовской обл
Советуем посетить
  • "Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • "Министерство просвещения Российской Федерации
  • "Российское образование" Федеральный портал
  • Министерство образования Саратовской области официальный портал
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Сообщество "Росток"
  • Сайт Муниципального казённого учреждения "Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области"
  • Всё для детского сада
  • Дошкольник.ру
  • Детский сайт для родителей
  • Дошколёнок
  • Детские уроки
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Главная » Статьи » Методическая копилка » Лекции и методические статьи

    Анализ структуры и содержания примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой

    Слайд №1
    С 1996 года прошлого века по настоящее время система российского до­школьного образования руководствуется Временными (примерными) требова­ниями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошколь­ном образовательном учреждении. В приказе МО РФ, утверждавшем указанные требования, подчеркивался их временный, переходный характер – до введения в действие государственного образовательного стандарта дошкольного образова­ния.
    Сейчас мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошколь­ного образования, потому что на смену Временным требованиям приходят самые настоящие Федеральные государственные требования, которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет.  
    Слайд №2
    В со­ответствии с Федеральным Законом «Об образовании» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 утвер­ждены федеральные государственные требования к структуре основной общеоб­разовательной программы дошкольного образования.
    Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положе­ния, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, а так же определяют структуру основной общеобразова­тельной программы дошкольного образования и условия ее реализации.
    Слайд №3
    В соответствии с требованиями ФГТ программа должна определять содер­жание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:
    - формирование их общей культуры;
    – развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
    –формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих со­циальную успешность;
    – сохранение и укрепление здоровья;
    – коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
    Авторский коллектив  кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербург­ского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена предста­вил обновлённый вариант примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», который полностью соответствует  феде­ральным государственным требованиям к структуре основной образователь­ной программы дошкольного образования.
    Слайд №4
    Новизна изменённой программы «Детство» определяется:
    ·        практической реализацией подхода к организации целостного развития и воспитания ребёнка;
    ·        обеспечением органичного вхождения ребёнка с современный мир;
    ·        широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры.
     
    Содер­жательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интег­рировать образовательное содержание при решении воспитательно-образователь­ных задач, что даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоцио­нальную и практическую сферы личности ребёнка.
    Предлагаемое новое издание программы «Детство» осуществлено с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенно­стей дошкольного детства начала XXI века.
    Слайд №5
    Среди причин, определивших необхо­димость обогащения содержа­ния программы, можно назвать следующие.
        Причина первая. Происходящая в стране модернизация образо­вания, осо­бенности государственной политики в области дошколь­ного образования на со­временном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федераль­ных государственных требова­ний к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования» обусловили необходимость важных изме­нений в определении содержания и способов организации педаго­гического про­цесса в детском саду. Это потребовало от авторского коллектива пересмотра об­щей структуры и дополнения содержания программы «Детство» в соответствии с новыми требованиями.
        Причина вторая связана с тем, что современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени.
    Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своём настоя­щем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современ­ные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов XX века.
    Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше раз­говаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности.
        Причина  третья касается изменений, связанных с современным педагогом детского сада, его профессиональной деятельностью.
      Современный воспитатель — это профессионал, умеющий ре­шать  проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профес­сиональной деятельности.
       Видеть ребенка в образовательном процессе, решать диагностиче­ские задачи, что позволяет педагогу:
    - знать индивидуальные особенности и возможности ребенка;
    - учитывать их в образовательном процессе ДОУ;
    - отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образо­вательного процесса детского сада, характер его про­движения в развитии;
    - определять эффективность влияния реализуемых педагогиче­ских условий.
       Современный воспитатель строит образовательный процесс, ориентированный на достиже­ние целей дошкольного образования .
       Педагог взаимодействует с другими субъектами образователь­ного процесса, партнерами ДОУ, решает задачи взаимодействия с профессионально-педа­гогическим и культурным сообществами.
     Создаёт и использует в педагоги­ческих целях образовательную среду (пространство ДОУ), что способствует решению задачи проектирова­ния и организа­ции развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий развития и воспитания ребенка.
              Осуществляет профессиональное самообразова­ние.
       Причина четвертая связана с тем, что изменились и современ­ные роди­тели. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно раз­нятся. Часто родители испытывают труд­ности во взаимодействии с ребенком и его воспитании. Современ­ные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере.
    Наблюдаются неоправданно завышенные требования совре­менных родите­лей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и прочее), без учета реальных возмож­ностей дошкольников.
    Перечисленные выше причины и обусловили необходимость об­новления нашей Программы.
    Слайд №6
    В обновленной программе «Детство» в соответствии с Феде­ральными госу­дарственными требованиями (ФГТ) выделено две части — основная и дополни­тельная.
       В основной части представлено содержание психолого- педагогической ра­боты по освоению детьми образовательных об­ластей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Соци­ализация», «Труд», «Познание», «Коммуника­ция», «Чтение художе­ственной литературы», «Художественное творчество», «Му­зыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрас­тных и индивидуальных особенностей по основным направ­лениям.
         В дополнительной части представлены программы, которые рас­ширяют и углубляют основное образовательное содержание и по­зволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал регионального компонента. Это:

    •   Знакомство с малой Родиной – родным городом
    •  Знакомство с родной страной и миром
    • Этнокультурное образование и воспитание ребёнка
    •  Изучение иностранного языка

    Перечень дополнительных программ может изменяться в зависимости от особенностей образовательной ситуации региона и дошкольного образовательного учреждения.
     
    Содержание дополнительной части программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (народные п/и, чтение худ. лит-ры, изучение природы родного края и т.д.).
    Слайд №7
    Девиз программы «Детство» — «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии раз­вития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, при­давая ей целостность и единую направ­ленность.
    Слайд №8
    Линия чувств определяет в программе направление эмоциональ­ного разви­тия дошкольника и обеспечивает эмоционально-ком­фортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверс­тниками и взрослыми, предметным и природ­ным миром. Програм­ма ставит задачу развития у детей на основе разного образо­вательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопережи­ванию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию со­циально-эмоционального опыта.
    Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно разви­вается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народ­ной культуре. Интеграция эс­тетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе програм­мы линия развития социальных и эстетических чувств стано­вится обязательной со­ставляющей воспитания и развития дошколь­ников.
    Слайд №9
    Линия познания в программе основывается на характерном для дошколь­ника чувстве удивления и восхищения миром. Задача програм­мы — способство­вать развитию познавательной активности, любо­знательности, стремления к само­стоятельному познанию и размыш­лению, развитию умственных способностей и речи.
    Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущ­ностных характеристик групп объектов, установлению связей и за­висимостей между объектами и явле­ниями, формированию спосо­бов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т. п.). Это приводит к по­сте­пенному формированию целостной картины мира.
    Слайд №10
    В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе ли­ния развития самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельно­сти, пробудить творческую активность детей, стимулировать вооб­ражение.
    Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельност­ных умений, на многообразие проявлений дет­ского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобра­зительной и музыкальной деятельности, а также в мате­матической, природоведческой, речевой сферах.
     
    Слайд №11
    Предлагаемая публикация, вышедшая в издательстве «ДЕТСТВО-ПРЕСС» в апреле 2011 года,  представляет собой переработанный  и дополненный вариант программы «Детство», что соответствует Федеральным Государственным Требованиям  к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. В ней отражено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, а так же дана характеристика планируемых результатов освоения детьми программы.
    Все общие задачи воспитания и развития ребёнка, поставленные в ФГТ по каждой образовательной области, получили в программе конкретизацию и уточнение с учётом конкретной возрастной группы и возможностей детей.
    В основной части программы представлено содержание работы в четырех возрастных группах, отражены особенности возраста и организации жизни детей, общие задачи воспитания и развития, режим, некоторые требования к предметно-развивающей среде. Последовательно раскрываются задачи и содержание по каждой образовательной области, формы и методы работы с детьми, ин­теграция образовательных областей.
    Каждый раздел по той или иной образовательной области за­вершается итогами освоения содержания образовательной области, раскрывает достижения ребенка и проблемы, требующие совместных усилий педагогов и родителей по их преодолению.
    В конце раздела представ­лена краткая характеристика развития интегративных качеств ре­бенка. Это позволяет педагогу видеть динамику развития дошколь­ника от группы к группе и соответственно планировать образова­тельный процесс.
    Завершается основная часть программы характеристикой пла­нируемых итоговых результатов освоения детьми образовательного содержания через описание интегративных качеств ребенка, вы­пускника детского сада на пороге школы.
    В данном издании программы представлена и дополнительная часть (региональный компонент). В ней предложены варианты от­дельных программ, углубляющих основное образовательное содер­жание в соответствии с актуальными детскими интересами, запро­сами семьи, возможностями региона и задачами обогащенного
    В целом, содержание перечисленных выше разделов соответст­вует девизу программы: «Чувствовать — Познавать — Творить» и способствует постепенному становлению основ субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании.
     Презентацию можно скачать здесь.

     

     

     

    Категория: Лекции и методические статьи | Добавил: Черняк (27.11.2011)
    Просмотров: 9877 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Книга Памяти ДОУ
    Рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    РИП
    ПИЛ
    Архив новостей
    Флагманы образован
    Независимая оценка
    Родителям
    Госуслуги on-line
    КО АБМР г.Балаково
    2023-год педагога
    Вверх
    Администратор сайта Черняк Ирина Петровна © 2024