Слайд №1
С 1996 года прошлого века по настоящее время система российского дошкольного образования руководствуется Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. В приказе МО РФ, утверждавшем указанные требования, подчеркивался их временный, переходный характер – до введения в действие государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Сейчас мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным требованиям приходят самые настоящие Федеральные государственные требования, которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет.
Слайд №2
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, а так же определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации.
Слайд №3
В соответствии с требованиями ФГТ программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:
- формирование их общей культуры;
– развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
–формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
– сохранение и укрепление здоровья;
– коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена представил обновлённый вариант примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», который полностью соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Слайд №4
Новизна изменённой программы «Детство» определяется:
· практической реализацией подхода к организации целостного развития и воспитания ребёнка;
· обеспечением органичного вхождения ребёнка с современный мир;
· широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры.
Содержательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Предлагаемое новое издание программы «Детство» осуществлено с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века.
Слайд №5
Среди причин, определивших необходимость обогащения содержания программы, можно назвать следующие.
Причина первая. Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Это потребовало от авторского коллектива пересмотра общей структуры и дополнения содержания программы «Детство» в соответствии с новыми требованиями.
Причина вторая связана с тем, что современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени.
Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своём настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов XX века.
Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности.
Причина третья касается изменений, связанных с современным педагогом детского сада, его профессиональной деятельностью.
Современный воспитатель — это профессионал, умеющий решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
Видеть ребенка в образовательном процессе, решать диагностические задачи, что позволяет педагогу:
- знать индивидуальные особенности и возможности ребенка;
- учитывать их в образовательном процессе ДОУ;
- отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии;
- определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.
Современный воспитатель строит образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования .
Педагог взаимодействует с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ, решает задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществами.
Создаёт и использует в педагогических целях образовательную среду (пространство ДОУ), что способствует решению задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий развития и воспитания ребенка.
Осуществляет профессиональное самообразование.
Причина четвертая связана с тем, что изменились и современные родители. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребенком и его воспитании. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере.
Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и прочее), без учета реальных возможностей дошкольников.
Перечисленные выше причины и обусловили необходимость обновления нашей Программы.
Слайд №6
В обновленной программе «Детство» в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) выделено две части — основная и дополнительная.
В основной части представлено содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
В дополнительной части представлены программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента. Это:
- Знакомство с малой Родиной – родным городом
- Знакомство с родной страной и миром
- Этнокультурное образование и воспитание ребёнка
- Изучение иностранного языка
Перечень дополнительных программ может изменяться в зависимости от особенностей образовательной ситуации региона и дошкольного образовательного учреждения.
Содержание дополнительной части программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (народные п/и, чтение худ. лит-ры, изучение природы родного края и т.д.).
Слайд №7
Девиз программы «Детство» — «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Слайд №8
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.
Слайд №9
Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т. п.). Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира.
Слайд №10
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия развития самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений, на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах.
Слайд №11
Предлагаемая публикация, вышедшая в издательстве «ДЕТСТВО-ПРЕСС» в апреле 2011 года, представляет собой переработанный и дополненный вариант программы «Детство», что соответствует Федеральным Государственным Требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. В ней отражено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, а так же дана характеристика планируемых результатов освоения детьми программы.
Все общие задачи воспитания и развития ребёнка, поставленные в ФГТ по каждой образовательной области, получили в программе конкретизацию и уточнение с учётом конкретной возрастной группы и возможностей детей.
В основной части программы представлено содержание работы в четырех возрастных группах, отражены особенности возраста и организации жизни детей, общие задачи воспитания и развития, режим, некоторые требования к предметно-развивающей среде. Последовательно раскрываются задачи и содержание по каждой образовательной области, формы и методы работы с детьми, интеграция образовательных областей.
Каждый раздел по той или иной образовательной области завершается итогами освоения содержания образовательной области, раскрывает достижения ребенка и проблемы, требующие совместных усилий педагогов и родителей по их преодолению.
В конце раздела представлена краткая характеристика развития интегративных качеств ребенка. Это позволяет педагогу видеть динамику развития дошкольника от группы к группе и соответственно планировать образовательный процесс.
Завершается основная часть программы характеристикой планируемых итоговых результатов освоения детьми образовательного содержания через описание интегративных качеств ребенка, выпускника детского сада на пороге школы.
В данном издании программы представлена и дополнительная часть (региональный компонент). В ней предложены варианты отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами обогащенного
В целом, содержание перечисленных выше разделов соответствует девизу программы: «Чувствовать — Познавать — Творить» и способствует постепенному становлению основ субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании.
Презентацию можно скачать здесь.
|