сЗанятие : «Зима».
Цели: - учить детей отвечать на вопросы
-
развивать навык словообразования
-
прививать любовь к поэтическому слову
-
систематизировать знания детей о зиме и
зимних явлениях;
-
активизировать словарь по данной теме;
-
воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе
Словарь : Снежная,
морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной.
Оборудование : Сундучок с
деталями домика, елочка, снежинка, мячик, тарелочки с мукой
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение
стихов и пословиц, экскурсия в зимний парк, наблюдение за погодой на прогулках.
Ход занятия I Организационный
момент
Стали
дни короче
Солнце
светит мало
Вот
пришли морозы
И
зима настала
- Пришла к нам долгожданная зима,
она прислала нам свой подарок - сундучок
-
Чик, Чук, чак, чок – открывайся сундучок
(Дети
поизносят слова и садятся на места. Воспитатель заглядывает в сундучок.)
-
Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них
ответить.
II Закрепить
признаки зимы
–Зима
шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.
-
Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его
бросать, а вы ловите и отвечайте.
-Какая у нас зима? (зима снежная, холодная,
морозная)
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер,
замерзает река)
- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый,
легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)
- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная,
морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее
признаки.
Белый
снег пушистый
В
воздухе кружится,
И
на землю тихо
Падает
ложится. (Воспитатель заглядывает в сундучок)
- Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый
сугроб.
- А здесь еще что-то лежит.
- Это домик и он рассыпался. Зимушка хочет , чтобы
мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а сундучок отдаст нам
детали домика, а вы его сложите.
III Игра «Закончи
фразу»
(Достается
конверт с заданием)
-Ребята помогите закончить фразу
Скрипит…….(снег) морозный…………..(день) замерзла……..(река)
снежная……………..(зима ) ударили
………(морозы) ледяной ……………. (ветер) Хрустит……….(снег) скользкая…………...(дорога)
дует …………..(ветер) холодное…………….(утро) метет ……… ..(метель)
-
А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют сруб дома на мольберте.)
IV Игра « Доскажи словечко» (Из сундучка
достается свиток)
-
Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение,
давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.
Тихо,
тихо как во сне падает на землю…………………………………………………. снег
С
неба все скользят пушинки серебристые………………………………………снежинки
На
поселки, на лужок все снижается…………………………………………………снежок
Вот
веселье для ребят все сильнее……………………………………………………снегопад
Все
бегут в перегонки все хотят играть в …………………………………………….снежки
Словно
в белый пуховик нарядился………………………………………………… снеговик
Рядом
снежная фигурка это девочка………………………………………………..снегурка
На
снегу – то, посмотри – с красной грудкой…………………………………….. снегири
Словно
в сказке, как во сне землю всю украсил…………………………………….. снег
- Какие слова вы добавляли ? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки,
снеговик, снегурка, снегири)
- Молодцы ребята, все слова назвали правильно.
А вот и новая деталь для домика (дети крепят ее на мольберте)
V Физминутка
Выпал
беленький снежок, соберемся мы в кружок.
Снег,
снег, белый снег засыпает он нас всех.
Не
боимся мы пороши
Ловим
снег - холопок в ладоши.
Руки
в стороны по швам.
Хватит
снега нам и вам.
VI Чтение
стихотворения Н.Елкиной «Звездочка-малютка»
- Послушайте внимательно стихотворение и
скажите, что это за звездочка - малютка.
Легкая, узорная звездочка - малютка
Ты
лети мне на руку
Посиди
минутку.
Покружилась
звездочка
В
воздухе немножко.
Села
и растаяла
На
моей ладошке.
-Что
же это за звездочка? (это снежинка)
- Почему вы так думаете? (снежинка похожа на
звездочку)
- Как автор описывает снежинку? (легкая,
узорная)
- Что вы почувствовали, когда она растаяла?
(стало грустно)
- А можете вы показать как вам грустно? ( дети
мимикой изображают грусть, печаль)
- Грустно, снежинка растаяла, но с неба
упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.
- А сундучок приготовил нам еще одну деталь
домика (ребенок прикрепляет ее к мольберту)
VII Ира « Скажи правильно» (На столе
маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)
-
Посмотрите это снежинка ,она такая легкая и воздушная ,что летает где захочет .
Ребята, вы должны посмотреть на снежинку
и закончить предложение.
(воспитатель
перемещает снежинку относительно елочки)
Снежинка
упала…………………..под елку.
Снежинка
лежит…………………..на ветке.
Снежинка
опустилась …………….за елкой.
Снежинка
лежит…………………..около елки.
-Молодцы,
ребята справились и с этим заданием .Сундучок отдал нам крышу.
(Ребенок
крепит ее к домику)
VIII Образование слов с уменьшительным суффиксом.
-
Снежинка так долго летала ,что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам
холодно.
(Дети
изображают, как они замерзли
-А
теперь, давайте погреемся. (Дети ловят мяч , дают ответ воспитателю)
Снег…….снежок
ветер…………..ветерок
Звезда…..звездочка
солнце………...солнышко
Облако….облачко
снежинка………снежиночка
Зима…….зимушка елка…………….елочка
-Как
хорошо мы погрелись и слова новые
придумали.
-Ребята,
а чего- то нет у нашего домика? ( Трубы)
(Дети
достраивают дом до конца)
IX Образование
прилагательных от существительных
-Дом
вы сложили из снежных деталей.
-Какой
это дом ? (Снежный)
-А
если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом ? ( Ледяной)
-Ребята,
а кто в таком домике может жить?
-А
нам этот дом подойдет?(Нет.)
-Почему
мы не можем жить в таком доме? (В нем
холодно)
-Кого
же нам пригласить жить в этом домике ?(Деда Мороза и Снегурочку)
-Но
они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.
XI Рисование снежинки пальчиком
-Дорогу
мы с вами сделаем сами.
-Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.
(Дети
рисуют пальчиком снежинку по муке)
(Тарелочки
выкладываются дорожкой к мольберту ,дети рассматривают рисунки.)
-Красивые
получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.
XII Итог
-Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали , были
активными и внимательными на занятии. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно
придут к нам по снежной дорожке с
подарками к Новому году. |