Тема: «Еду, еду к бабе, деду!» Программное содержание: Системное ознакомление с малыми фольклорными жанрами (потешками, песенками, прибаутками и т.п.), отражающими элементы народного быта. Выделить стержневую линию ознакомления через серию произведений, в которых главным персонажем выступает человек (люди). Посредством фольклора подвести к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка - дедушка, мальчик – девочка, брат – сестра, тётя – дядя). Обогатить малышей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову, на эмоционально-чувственной основе формировать добрые, высоконравственные отношения с окружающим миром. Раскрыть содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя методические приёмы «обыгрывания» действий, «динамического акцента». Ввести принцип цикличности действий в процессе последовательного освоения фольклорного текста. Использовать приём «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а так же ввести приём игрового взаимодействия со взрослым. Материал: Лошадка, яркая лента, дом. Дед и баба – взрослые, наряженные в народные костюмы. Дополнительный материал: Подарки: бабе – платочек, деду – поясок, деревянные расписные ложки (по 2 штуки на каждого ребёнка). Подготовка к занятию: Большой дом в одной части комнаты. В другой части комнаты лошадка (лента наброшена на лошадку, на ней висит колокольчик). Слева и справа от лошадки – стульчики двумя рядами, сиденьями друг к другу, образуется как бы коридор (шириной 1,5 – 2 м).
Ход НОД Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами поедем в гости к бабушке и дедушке. К кому мы поедем в гости? (индивидуальные ответы детей). А теперь, давайте все вместе скажем, к кому мы поедем в гости? (Хоровой ответ детей). А отвезём мы бабушке и дедушке подарки. Бабушке – платочек (показываю детям). Что мы отвезём бабушке? (индивидуальные ответы детей). А дедушке мы отвезём поясок (показываю детям). Что мы отвезём дедушке? (индивидуальные ответы детей). Давайте, ребятки, наденем девочкам косыночки, а мальчикам шапочки (надеваем). Какие красивые детки! На чём же, ребятки, поехать в гости к бабе, деду? На лошадке. (индивидуальные ответы детей). А теперь, давайте все вместе скажем, на чём мы поедем в гости к бабе, деду? (Хоровой ответ детей). Воспитатель: Посмотрите, на какой красивой лошадке мы поедем. А теперь садитесь в саночки. (Дети садятся на стульчики, которые стоят в два ряда. Сама нахожусь на стуле между рядами, беру в руки вожжи – ленты, которые тянутся от лошадей). «Но! Поехали! Цок – цок – цок! Едем – едем.» Дети постукивают ногами об пол, сидя на стульях. Я имитирую голосом цоканье лошадей то быструю, то медленную езду. Когда дети войдут в игровую ситуацию, начинаю читать речитативом потешку: «Еду – еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке На одной ножке В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам». И далее: «Едем! Едем! Едем! Динь! Динь! Стоп!» Дети на несколько мгновений затихают. Затем сценка повторяется (2 – 3 раза). Дети за мной повторяют потешку. Затем ввожу следующие строчки: «Всё прямо и прямо А потом вдруг… в ямку бух!» С этими словами дети присаживаются на корточки около своих стульчиков. Затем продолжаем ехать на лошадке, я подражаю цоканью лошадей. Воспитатель: «Дети, а вот мы и приехали к бабе и деду». Подходим к домику. Стучусь в дверь и спрашиваю: «Дедушка, бабушка, дома ли вы?» Из-за домика выходят дедушка и бабушка. Бабушка и дедушка говорят: «Здравствуйте, ребятки». Дети здороваются хором. Затем дед и баба индивидуально, с каждым ребёнком. Воспитатель: «Ребятки, давайте расскажем бабе и деду, как мы ехали к ним в гости». Потешки повторяются от начала до конца. Воспитатель: Дети, а теперь давайте подарим подарки бабе и деду. Что мы подарим бабушке и дедушке? (индивидуальные ответы детей: подарки). Что мы подарим бабушке? (индивидуальные ответы детей). Показываю платочек, одеваю бабушке. А что мы подарим дедушке? (индивидуальные ответы детей). Показываю поясок, одеваю дедушке. «Ребятки, а мы припасли вам в подарок ложки» - говорят дедушка и бабушка. Раздают детям деревянные ложки. Сыграйте нам, пожалуйста, на ложках и расскажите ещё раз, как вы ехали в гости. Дети вместе со мной повторяют потешку от начала до конца, отбивая ритм ладошками. Бабушка: «Спасибо, ребятки, приезжайте ещё к нам в гости». Дедушка: «Обязательно приезжайте». «Ой, дед, совсем забыла» - говорит бабушка. «Я же припасла ребяткам гостинцы». И отдаёт мне корзиночку с гостинцйами. Я показываю ребятам, что в корзиночке. Воспитатель: «Ребятки, что нужно сказать деду и бабе за угощение?» Хоровой ответ детей (спасибо). Воспитатель: «А сейчас, ребятки, нам пора в детский садик, садитесь в саночки и поедем на нашей красивой лошадке». Машем деду и бабе. Дети садятся в саночки и уезжают на лошадке.
|