Конспект образовательной ситуации по развитию речи в старшей группе «Путешествие в космос»
Тема: "Путешествие в космос".
Цель: закрепление элементарных знаний детей о космосе.
Задачи:
-Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос»;
-Совершенствовать умение составлять короткий рассказ по схемам на заданную тему;
-Воспитывать познавательный интерес детей о космосе, космонавтах.
Предварительная работа: беседа по теме «Космос», рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание стихов, загадывание загадок по теме.
Оборудование: посылка, письма с заданиями, иллюстрации, схемы, разрезные картинки, ракета, музыкальная колонка, мольберт, стульчики по количеству детей.
Ход образовательной ситуации:
Организационный момент.
Эмоциональная настройка.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь, передают посылку с конвертами
Письмо от Незнайки.
Здравствуйте ребята из детского сада «Ладушки» старшей группы № 12. Я очень хотел бы стать космонавтом, но совсем ничего не знаю о космонавтах. Помогите мне, пожалуйста, узнать кто такие космонавты и что такое космос. Выполните по порядку задания, которые я вам приготовил, а ответы пришлите мне по электронной почте.
О чем просит нас Незнайка? Мы ему поможем?
Письмо с 1 заданием.
Взгляните на эту иллюстрацию. (Показ иллюстрация собак Белка и Стрелка). (Ответы детей) Да, правильно ребята.
С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты. И первыми полетели в космос не люди, а животные. На ней вы можете увидеть первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после успешно полета в космос, туда отправился первый человек. (Показ портрета Юрия Алексеевич Гагарина). Кто это? (ответы детей)
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? (Восток)
Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (бесстрашным, смелым, отважным, героическим, сильными и т.д.)
Давайте покажем Незнайке, как тренируются настоящие космонавты
Раз-два, стоит ракета. (ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой им не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из них атлет (сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею (разводит руки в стороны)
Ей передадут привет. (поднимает руки вверх и машет)
Письмо со 2 заданием.
Расскажите ребята, на чем можно полететь в космос и что необходимо взять с собой в дорогу.
На чем можно полететь в космос? (ответы)
Давайте Незнайке построим ракеты для полета в космос из разрезных картинок.
На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому необходимо брать только нужные предметы. У Незнайки в конверте разные предметы, я буду показывать вам, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в космосе и прятать руки за спину, если этот предмет не нужен (скафандр, санки, шлем, аптечка, кукла).
Письмо с 3 заданием.
Расскажите, пожалуйста, о Солнечной системе
Для того чтобы Незнайке подробнее рассказать о космосе, давайте сами отправимся в полет. Прошу приготовиться к полету, занять места в космической ракете, пристегнуть ремни. Все готовы к полету? Поехали! (Считает от 10 до 1.) Пуск! Мы с вами в открытом космосе.
Как называется окно ракеты. (Закрепить слово иллюминатор)
Из иллюминатора нашей ракеты видны звезды и планеты.
Посмотрите внимательно. Что мы видим?
- Солнце
Воспитатель предлагает составить краткий рассказ о солнце по схемам.
Солнце – это ближайшая к нам звезда. Солнце – это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. На Солнце жизни нет, но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным.
Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой.
Воспитатель: Молодцы, ребята. В семье Солнца, т. е. в Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой они кружат вокруг Солнца (рассматривание иллюстраций).
Давайте назовем планеты с помощью считалочки:
Светит Солнце, а вокруг
есть планеты, девять штук.
Все планеты по порядку
Назовет любой из нас
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.
Номер "девять" звать Плутон
Сколько планет в нашей Солнечной системе?
Как называется наша планета?
Молодцы, много интересного мы рассказали Незнайке!
Письмо с 4 заданием. (Воспитатель показывает фото космонавтов в зоне невесомости).
Рассказ детей:
На земле действует сила притяжения, за счет которой мы стоим крепко на ногах и не падаем. В космосе силы притяжения нет, поэтому космонавты не могут стоять на ногах, они как бы «плавают», но только не в воде, а в воздухе. Давайте представим, что мы находимся в невесомости(воспитатель включает космическую музыку)
ИГРА «Невесомость»
Дети имитируют движения космонавтов в космосе, плавно двигают руками, «плывут в воздухе».
Воспитатель: пора отправляться назад на землю, просьба занять всем свои места. Пристегните ремни. Все готовы к полету? Поехали! (Считает от 10 до1.) Пуск!
Какую планету мы с вами видим?
- Земля.
Земля единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Воздух, которым мы дышим, и который окружает нашу планету, как называется? (Дети – атмосфера) (показ иллюстрации) Если бы не было атмосферы, то на Земле не было бы и жизни.
(Стихотворение рассказывает наизусть один ребенок)
Только наша планета Земля
Во всем пригодна для жилья.
Ведь Земля планета- сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нет!
Итог ОС
Вот мы и вернулись на землю, в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?
Как вы считаете, помогли мы Незнайке?
Отчет по нашему путешествию в космос я отправлю Незнайке по электронной почте.
Посмотрите у нас на мольберте изображение ракеты летящей в космос.
Ребята, кому понравилось наше путешествие можете подойти и приклеить веселую звездочку, а кому не понравилось грустную звездочку.
|