Программное содержание
1. Активизировать знания детей по теме «Дикие животные».
2. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (Чей? Чья? Чьи? Чье?); в согласовании прилагательных с существительными.
3. Закреплять умение составлять простое распространенное предложение с предлогами ( в, на, под ,с, за, из-за, из-под, между, около),используя карточки-символы.
4. Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память.
5. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Наглядный материал: мяч, игрушка-заяц с корзинкой, дидактическая игра «Невиданный зверь»; карточки-символы для составления предложений; иллюстрации к сказкам. Раздаточный материал: карточки-символы для составления предложений.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
-Ребята, посмотрите, к нам в гости прискакал из леса зайчик. Он принес полное лукошко грибов. А грибочки не простые, на каждом написана загадка. Попробуем их отгадать? Слушайте внимательно.
1. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода – кора. ( Заяц).
2. Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза, пряча нос. ( Медведь).
3.Она живет в большом лесу,
Все знают хитрую куму.
А про ее проказы
Есть сказки и рассказы. ( Лиса).
4.Не мышь, не птица,
В лесу резвиться.
На деревьях живет
И орешки грызет. ( Белка).
5.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога, раскинув широко. ( Олень, лось).
- Как, одним словом можно назвать этих животных? (Дикие животные леса).
Каких лесных зверей вы еще знаете? (Волк, еж, рысь).
Почему их называют дикими? (Они живут в лесу. Они боятся людей).
- Сегодня мы вспомним все, что мы знаем о жизни диких животных
II часть. -Ребята, предлагаю поиграть в игру с мячом. Я задаю вопрос и бросаю мяч, вы отвечаете и бросаете мяч обратно.
1. Кто меняет шубку к зиме? (Заяц, белка).
2. Кто ложиться в зимнюю спячку? (Медведь, еж).
3. Почему лиса не заготавливает на зиму морковь? (Она хищник, питается мелкими зверьками и птицей).
4. Почему белки чаще всего сселяться в хвойных лесах? (В хвойных лесах много шишек и орехов).
5. У кого из зверей короткий хвост? (Заяц, медведь, еж).
6. Назовите дикую лесную кошку? (Рысь)
7. Зачем заяц скачет по следу лося? (Лось рогами ломает ветки деревьев, которые заяц и подъедает).
8. Что означает «Лиса мышкует»? ( Охотится на мышей).
9. Делает ли еж запасы на зиму? ( Нет, он зимой спит).
10. Почему у лисы на кончике хвоста мех совсем белый? (Ночью, кода лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста не дает им потеряться).
-Молодцы ребята, вы настоящие умники и умницы! Знаете ответы на самые сложные вопросы.
III часть. -У меня есть для вас интересная игра-путаница «Невиданный зверь». Художник решил повеселиться и нарисовал зверей, которых не существует в природе. (Предлагаю детям поочередно 2 картины-путаницы, на которых нарисованы животные с туловищем медведя, головой лисицы, ногами оленя и т.д.).
-Ребята, назовите части тела невиданного зверя. Чья голова? Чьи уши? Чей хвост? Чье тело? и т.д. Почему животное назвали невиданным? Как вы думаете, можно ли ему придумать название? (Ответы детей). Физминутка «Медвежата».
Медвежата в чаще жили,
головой своей крутили.
Вот так, вот так
головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
дружно дерево качали.
Вот так, вот так
дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
и из речки воду пили.
Вот так, вот так
и из речки воду пили.
А потом они плясали,
к солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так
к солнцу лапы поднимали.
IV часть. Составление простого распространенного предложения с предлогами. У каждого ребенка на столе набор карточек-символов (действие, признак, предмет, предлог).
-Сейчас мы будем составлять предложения о диких животных, но сначала вспомним, что обозначают символы, которые мы будем использовать. (См. приложение). Посмотрите, как я составлю свое предложение. (Образец воспитателя). А теперь вы самостоятельно придумаете предложение из карточек-символов, которые у вас на столе. (После выполнения задания, дети «зачитывают свои предложения).
Рогатый олень вышел из леса.
Серый заяц живёт под кустом.
Варианты ответов детей:
- Белка живет в дупле.
- Колючий еж охотится на ужей.
- Под сосной сидит маленький зайчик.
- Рогатый лось зацепился за ветку.
- Около пня сидит длинноухий заяц.
- Хитрая лиса охотится на мышей.
- Зимой медведь спит в берлоге.
- Между деревьев пробежала рысь.
- Из-под листьев вылез еж.
- Голодный волк бежит за зайцем.
- Рыжая белка спрыгнула с дерева. Можно показать детям образец более сложного предложения с двумя предлогами.
- Шустрая белка скачет с ветки на ветку. Отмечаю самые интересные и сложные варианты предложений.
V часть. - Ребята, о каких животных мы с вами говорили? В каких сказках нам встречаются дикие животные? Отправляемся на выставку сказочных иллюстраций. (Дети называют сказки). « Лиса и волк », «Теремок», «Три медведя», «Рукавичка», «Колобок», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Заячья избушка», «Кот, петух и лиса».
VI часть. Подведение итогов. |