Конспект образовательной ситуации
по подготовке к обучению грамоте
Тема: Звук [Щ], Буква Щ.
Цель: Закрепление звука [Щ], ознакомление с его графическим обозначением.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
- Познакомить детей с графическим образом буквы Щ.
- Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух,
- Развивать умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
- Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Предметно-словарный материал: ущелье, плащ, щёки, щавель, щелкунчик, щенок, щука, щепка, щипцы.
Ход ОС
1. Малоподвижная игра: «Угадай, чей голос»
Цель: развивать слуховые качества, физические качества.
Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем «Скок-скок-скок»,
Угадай, чей голосок
Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону.
2. Мотивация:
Воспитатель: Прежде чем мы начнем занятие, я прочитаю вам стихотворение, в котором скрыто новая буква. Угадайте какая?
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча
Два щенка ушли ворча.
Воспитатель: Вы догадались какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначает букву Щ.
3. Основная часть:
Воспитатель: Дайте характеристику звуку [Щ]. (Звук [Щ]- согласный, глухой, мягкий) Кончик языка находится за верхними зубами. Звуки Ж, Ш, Ч, Щ называются шипящими.
Звукоподражание: так шипит яичница на сковородке; такой звук издает щетка, когда ею чистят вещи.
Артикуляционная разминка:
Скороговорка:
Щиплем мы щавель на щи;
(Проговариваем с ускорением темпа)
Фонетико-фонематическое развитие слуха «Слушай и запоминай»
- Давай мы ребята закроим глаза, я буду произносить слова со звуком [Щ], вы услышав слово со звуком загнули пальчик.
Шея, ущелье, угощенье, ошейник, шёпот, плащ, щёки, шелест, щавель, шёлк, шептать, щелкунчик, цапля, щепка, щипцы.
-Посчитайте, сколько слов вы услышали? (8) Сколько пальчиков загнули?
Анализ буквы Щ:
Вот какие Щ и Ц
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Коллективное составление слова: ЩАВЕЛЬ на доске, а затем его анализ (сколько букв, звуков, слогов, ударный слог, сколько гласных, какие согласных, правильное произношение).
Чтение слогов и слов по слоговой таблице:
ЩЕ ЩУ ПЛА
ЛЕ ТИ ПИ
ЩИ КИ НА
ЩЕТИНА
ПЛАЩИ
ЛЕЩИ
ПИЩИ
ЩУКИ
Индивидуальная работа (разработка руки) на листе.
Прописываем в воздухе букву Щ. Прописываем на листе.
Физминутка:
Ща-ща-ща – (три хлопка)
Кот ходит без плаща (Шаги с высоким поднимание ног)
Щи-Щи-Щи – (три хлопка)
Щиплем мы щавель на щи (Присесть, движения, имитирующие сбор травы).
Лексическая игра «Кто подберет больше слов?»
Дидактическая задача: Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.
Воспитатель называет глагол, дети подбирают подходящие по смыслу существительные.
Пример:
ШИТЬ – платье, сапоги, пальто;
ЗАВЯЗЫВАТЬ – шнурки, веревку, шарф;
ПОЛИВАТЬ – цветы, улицу, грядки.
Индивидуальная работа (прописываем слова на листе печатными буквами).
Составить из букв слово отгадав загадки:
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка.
Конечно, это… (ЩУКА)
Он спешит на поводке,
Поводок в моей руке,
Не поймёт никак народ,
Кто кого гулять ведёт! (ЩЕНОК)
4. Итог
Воспитатель: Ребята. Давайте с вами стихотворение:
Буква Щ щеночка мыла,
Песика щипала мыло
Буква Щ тогда щеночка
Нежно целовало щечку.
1. Вот мы и познакомились с вами с новой буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?
2. Назовите слова со звуком [Щ]
3. Какое мы слово выкладывали на доске?
Воспитатель: Вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все вы молодцы. |