Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. То, как проходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. Например, в одних семьях ценится комфортное «приспособительное» поведение, а в других – самостоятельность ребенка.
Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребенка. От рождения до 7 лет взаимодействие со сверстниками происходит несколько стадий, которые различаются мотивами и формами общения, местом в системе общей жизнедеятельности, а также значением в психическом развитии ребенка.
С четырех лет дошкольник предпочитает общаться со сверстниками. Ведущей деятельностью этого возраста является сюжетно-ролевая игра, которая становится развернутой с четким сюжетом. К пяти годам закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Они охотно выполняют просьбы и поручения старших. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривают негромко. Старшие дошкольники могут действовать самостоятельно, выбрать себе занятие сами или под руководством взрослого. Налаживается общение с незнакомыми сверстниками, младшими и старшими детьми. У детей этого возраста начинают формироваться гуманистические тенденции в поведении, симпатия к себе подобным. Дошкольники могут участвовать в делах, инициированных другими детьми, позаботиться о себе и своем имуществе, реализовать чужие идеи и следовать примеру. Дети начинают сочувствовать и помогать друг другу, могут выразить чувства словами. У них развивается к несиловому решению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы. Дошкольники выполняют правила поведения в группе в отсутствии воспитателя. Устанавливается социальный статус ребенка в группе (лидер, предпочитаемый или изолированный).
Как способствовать социальному развитию старших дошкольников?
1. Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь.
2. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия.
3. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения ребенка, обращая внимание на ребенка который ведет себя хорошо.
4. Физические наказания должны быть исключены. Нельзя унижать ребенка, поскольку это провоцирует со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения, агрессивное поведение. Обсуждайте поведение, в доступной форме объясняя его положительные и отрицательные стороны. Методы дисциплинарных воздействий не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Помнить нужно всегда, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из главных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста».
|