Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 20:16

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" г.Балаково Саратовской области

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты НОД [156]
Лекции и методические статьи [25]
Экологическое воспитание [1]
Публикации педагогов ДОУ по теме экологическое воспитание дошкольников.
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Запись в ДОУ
Наша страница в Ок
Мы ВКОНТАКТЕ
МОКСаратовской обл
Советуем посетить
  • "Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • "Министерство просвещения Российской Федерации
  • "Российское образование" Федеральный портал
  • Министерство образования Саратовской области официальный портал
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Сообщество "Росток"
  • Сайт Муниципального казённого учреждения "Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области"
  • Всё для детского сада
  • Дошкольник.ру
  • Детский сайт для родителей
  • Дошколёнок
  • Детские уроки
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Главная » Статьи » Методическая копилка » Лекции и методические статьи

    Проектная деятельность дошкольников.

    Консультация для педагогов и родителей:
    «Проектная деятельность дошкольников»

     

        В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания является развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории.
        В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики. Метод проектной деятельности основан на понимании роли личности ребёнка
    в системе дошкольного образования. Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной –
    ребёнок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.
       В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения. Например, ребёнок хочет сделать подставку для карандашей или кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществится сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. Создав несколько изображений, ребёнок удерживает сознании целый ряд вариантов. При наличии нескольких
    вариантов появляется возможность их анализа путём сопоставления друг с другом, выявление их достоинств и недостатков. Фактически каждый такой вариант позволяет дошкольнику понять то, что он собирается делать и уяснить последовательность действий. При изготовлении подставки ребёнок может использовать различный материал. При сравнении рисунков могут приниматься во внимание люди, которые будут участвовать в совместном проекте. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, как правило, намного опережает его
    технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители оказывать
    помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям понять друг друга, установить доверительные отношения.
        Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы, но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его
    высказывание, оформленное в виде продукта.
    Возможные формы вариантов оформления проектов: видеофильм, альбом, натуральные объекты, макеты, исследования, газета, игра, карта, костюм, оформление группы, сценарий, праздник, экскурсия и т. п.
    Исследовательская проектная деятельность.
    Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, друзей, братьев, сестёр) в сферу его интересов.
    Творческая проектная деятельность.
    В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребёнок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор даётся детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться, не только отстаивать свою позицию, но и объективно её оценивать, т. е. понимать насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей.

         Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному план и т. д. уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
       В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к друг, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
       Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
    В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношение. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и  родителей наполняется богатым содержанием.
    Достоинства метода проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями. В ходе подобных дискуссий определяются его следующие позиции.
    1. Метод проектов динамично отражает меняющуюся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.
    2. Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: даёт четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребёнка.
    3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира и служит средством реализации здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.
    4. Метод проектов также актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижения оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развития способностей, мышления, формирования практических навыков; использование различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни; развитие вариативных образовательных программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
    5. Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.

        «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
    Список литературы:
     Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера. - 2006 - 64с.
     Дружинин В.Н. Психология. - СПб. - 2010 - 266с.
     Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель. - 2011 - 302с.

     

    Категория: Лекции и методические статьи | Добавил: Черняк (24.04.2020)
    Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Книга Памяти ДОУ
    Рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    РИП
    ПИЛ
    Архив новостей
    Флагманы образован
    Независимая оценка
    Родителям
    Госуслуги on-line
    КО АБМР г.Балаково
    2023-год педагога
    Вверх
    Администратор сайта Черняк Ирина Петровна © 2024