Игры для развития и коррекции тактильных ощущений детей дошкольного возраста.
Первоначальным действием ребенка с предметом – является хватание. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней.
Тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Помимо стимуляции речевого развития и интеллектуального, тактильные игры также:
• учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими;
• несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка;
• учат концентрации внимания, способности сосредотачиваться;
• развивают координацию движения, пространственное ориентирование;
• способствуют логическому мышлению.
Подборка игр с предметами домашнего обихода.
Игра с двумя грецкими орехами.
Катаем орехи между прямыми ладонями,
проговаривая строчку:
"Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех."
Игры с решеткой для раковины.
Положить решетку на ровную поверхность. Поставить в дырочки решетки по два пальца каждой руки, перпендикулярно столу, и "шагая", не наступая на перегородки, проговаривать:
"В зоопарке мы бродили
К каждой клетке подходили
Мы смотрели всех подряд
Медвежат, лисят, бобрят."
Игра со щеткой для волос.
Расположить щетку между прямыми ладонями и делая движения вперед и назад ладонями приговаривать:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки
Но сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник!"
Игры с крышками от бутылок.
Расположить две крышки на столе, в каждую крышку поставить по одному указательному пальцу обеих рук, "шагая" вперед, приговаривать:
"Мы едем на лыжах
Мы мчимся с горы
Мы любим забавы холодной зимы!"
Дополнительные развивающие игры
«Поймай киску»
Взрослый касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Взрослый показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.
«Золушка»
Ребенок садится за стол. Ему завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
Помогайте ребенку через его ручки познавать много нового и интересного для формирования и расширения его кругозора.
Успехов! |