Тема: «В гостях у звука [Э]».
Задачи:
·
познакомить
детей с новой буквой Э, новым звуком [Э], его классификация;
·
развивать умение
выделять на слух слова с заданным звуком;
·
закреплять
умение составлять слова, их звуковые схемы ,
делить слова на слоги, определять
количество слогов, звуков, букв в слове;
·
упражнять в
решении кроссвордов, развивать логическое мышление;
·
воспитывать
чувство товарищества,
взаимовыручку, желание помочь другу.
Оборудование:
касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого
ребёнка, тарелки с фасолью, наборы разноцветных квадратов для составления
звуковой схемы слова красного, синего, зелёного цвета, ребусы, карточки для индивидуальной работы,
карандаш, иллюстрации. Ход
I. Организационный
момент.
(На столе разложены игрушки)
- Ребята,
посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите её и
станьте в круг. (дети выполняют задание)
-Задание: назвать
выбранную игрушку, назвать первый звук в этом слове, охарактеризовать его.
II. Вступительная
часть.
-
Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии?
(звуки и буквы)
-Чем
отличаются звуки от букв?
-Какими
бывают звуки?
-Приведите
пример гласных звуков. (А О У Ы И)
-Какие
звуки называют согласными?
-Какими
бывают согласные звуки? (ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ)
Игровое упражнение «Назови парный звук»
Цель: закрепить
знание парных согласных звуков.
Ход: В-ль называет
звонкий согласный звук, а дети в ответ называют глухой согласный.
Б – П З - С В - Ф Г - К Ж - Ш Д – Т
III. Основная часть.
1.Знакомство с
новым звуком .
- Я хочу рассказать вам историю об одном мальчике,
которого звали Эрик. Послушайте, пожалуйста:
Эрик с дедушкой гуляли в лесу.
Эрик громко крикнул: «э-э-э», а
из леса кто-то тихо ответил: «э-э-э».
— Кто там кричит? — спросил Эрик.
— Это эхо,— сказал дедушка.
- Ребята, а
как крикнул Эрик? (Дети громко отвечают: «э-э-э».)
- А как ответили
ему из леса? (Дети тихо отвечают: «э-э-э».)
- Сегодня мы с
вами выучим новый звук [Э].
- Как вы
думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный)
- Почему вы так
думаете?
2.Артикуляция
звука [Э].
Язычок услыхал,
как кричит Эрик. Он открыл домик довольно широко, сам улегся на пол, выгнулся
дугой и стал за дедушкой повторять: «э-э-э». Воздух из домика-горлышка выходит
свободно и не встречает на своём пути никаких преград.
Как повторял
Язычок? (Дети повторяют звук [Э].)
3.Игровое
упражнение «Услышь звук»
Цель: закреплять
умение выделять на слух слова с заданным звуком.
Ход: В-ль называет разные слова, а дети
хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Э].
(читаю слова: стол,
дом, эхо, двор, ковёр, экскаватор, котёнок, жук, эскимо, халат, эскалатор, стул,
книга, эстафета, эвкалипт, магазин, игра, эскимос, экскурсия)
4.Знакомство с
буквой Э.
-
Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. А ведь каждый звук обозначается определённой буквой.
Посмотрите (показываю букву):
Э
Это - Э:
С открытым ртом
И большущим языком.
(Г. Юдин)
5. Написание буквы в воздухе.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы
напишем букву Э в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку
и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим
точку, ведём линию полукругом слева направо,
вниз, закругляем, влево,
останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
6.Пальчиковая гимнастика.
Большой палец встал один,
Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!», «Ура!»
На работу им пора..
Методические указания:
Разгибаем
пальчики, начиная с большого
Расставить пальчики пошире
Произвольно
пошевелить пальцами.
7. Выкладывание буквы Э из фасоли.
- Возьмите фасоль и выложите из неё перед собой на
столе букву Э. (по окончании работы дети убирают фасоль на место).
- Ребята, к нам в гости пришла
Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали
для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт.
Посмотрите, сколько их (показываю конверты).
Белоснежка одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей
поможем.
Конверт 1, задание 1.
Игровое упражнение «Составь картинку»
Цель: закреплять
умение составлять целую картинку из частей, действуя коллективно, находить
место определённой буквы в слове, делить слово на слоги, выполнять задание слаженно, дружно.
Ход:
на столе разложены разрезанные картинки.
Дети делятся на две команды, и каждая составляет свою картинку из частей (экскаватор и электричка). По окончании
каждое слово необходимо поделить на слоги, определить их количество и выделить
ударный.
Конверт 2, задание 2.
Игровое упражнение «Разгадай кроссворд».
Цель:
развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами, развивать логическое
мышление, сообразительность.
Ход:
В-ль вывешивает на магнитной доске по очереди кроссворды, дети составляют зашифрованные
там слова. Каждое составленное слово делится
на слоги.
Бабочка
Экран
Гроза
Эскимос
Зрительная гимнастика
Раз
– налево,
Два
– направо,
Три
– наверх,
Четыре
– вниз,
А
теперь по кругу смотрим,
Чтобы
лучше видеть мир. (Дети выполняют
упражнения глазами).
Конверт3, задание 3.
Работа в
разрезных азбуках.
1. На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?., (эскимо)
Отгадать загадку. Составить
слово в кассе, составить звуковую схему.
Звуков 6, букв 6. 2. В тёмном бору, за любою сосною Прячется дивное диво лесное Крикну:"Ау!" и оно отзовётся, Я засмеюсь, и оно засмеётся. (эхо)
Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему. Звуков 3, букв 3.
Конверт 4, задание 4.
Игровое задание «Подели на слоги».
Цель: Закреплять
умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Ход: В-ль раздаёт
индивидуальные картинки, на которых изображён предмет и под ним 5 квадратов одинакового размера. Детям нужно поделить слово на слоги и закрасить внизу столько квадратиков, сколько
слогов в данном слове).. При подведении
итога разобрать несколько вариантов задания.
-Молодцы,
ребята, помогли Белоснежке решить все задания. Теперь она отправится домой, и
когда гномы вернутся вечером с работы, она сможет все эти задания им рассказать
и показать.
III. Итог.
-Ребята, с каким новым звуком мы сегодня
познакомились?
- Какой это звук?
- Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре:
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.
Рефлексия:
·
дети, которым
понравилось сегодняшнее занятие, поднимают зелёный квадрат
·
дети, которым
занятие понравилось не очень, поднимают синий квадрат
·
дети, которым
занятие не понравилось, поднимают красный квадрат. |