Речевое развитие в первой младшей группе
Тема: Пересказ сказки К.Чуковского "Цыплёнок"
Цели: Учить детей правильно отвечать на вопросы, воспроизводить содержание сказки по вопросам (К.Чуковский "Цыплёнок"). Закрепить правильность произношения звука [К], учить отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками.
Наглядный материал:
игрушки - курица, цыплята, петух, чёрный кот, фланелеграф.
Ход образовательной ситуации.
Показываю детям игрушки и спрашиваю:
-Кто это? (курица).
-Вышла курочка погулять. Ходит, ищет червячков, зёрнышки, зовёт цыплят "ко-ко-ко".
-Как зовёт курица цыплят? (дети повторяют, хоровые и индивидуальные ответы).
-Прибежали цыплята и стали вместе с курицей клевать...(зёрнышки).
-Что делают цыплята? (ответы детей).
-Прибежал (показываю) петух и запел. Как?(ку-ка-ре-ку!). Петух тоже стал клевать ...(зёрнышки). А чёрный кот (показываю) притаился и наблюдает за цыплятами. Курица это увидела и стала звать цыплят: "Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!" Ребята, давайте поможем курочке и позовём все вместе цыплят. (добиваюсь отчётливого и внятного произношения звука [К] в словах.
Игра "Наседка и цыплята"
Предлагаю детям поиграть в игру "Наседка и цыплята".
-Я буду мама- курица, а вы мои цыплятки.
Надеваю шапочки цыплят и курицы. Свой рассказ про курицу и цыплят сопровождаю показом действий.
-Вот цыплята вышли погулять. Ходят, высоко поднимая лапки, ищут зёрнышки. Мама-курица нашла зёрнышки и зовёт цыплят "Ко-ко-ко". Прибежали цыплята, стали клевать зёрнышки.
Спрашиваю детей: "Что вы делаете? Что клюёте?" (Зёрнышки).
Зову ребят: "Цыплята-ребята, пойдёмте домой, я вам сказку расскажу."
Рассказываю сказку про цыплёнка и сопровождаю слова соответствующими действиями. Помещаю на заранее подготовленный фланелеграф модели-заменители.
-Жил на свете цыплёнок (выкладываю модель на фланелеграф). Он был маленький, вот такой (показываю жестом). Но он думал, что он уже большой и важно задирал голову. Вот так (показываю жестом). И бала у него мама-курица (выкладываю фигурку курицы на фланелеграф). Она очень его любила. Мама-курица кормила его червячками. Как-то раз налетел на маму-курицу чёрный кот (на фланелеграфе появляется модель чёрного кота) и погнал её прочь со двора. Цыплёнок остался у забора один. (с фланелеграфа убираю курицу и кота). Вдруг цыплёнок видит: взлетел на забор красивый большой петух (выставляю фигурку петуха), вытянул шею и закричал: "Ку-ка-ре-ку!" А потом важно посмотрел по сторонам: "Я ль не молодец! Я ль не удалец!" Цыплёнку это очень понравилось и он тоже вытянул шею вот так (показываю), и что было силы запищал: "Пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!". Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка (выкладываю модель). Она увидела его и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!" Тут к цыплёнку подбежала мама-курица (выкладываю модель). Она пожалела его и приласкала.
Беседа по сказке.
Вопросы к детям:
-О ком рассказывается в этой сказке? (добиваюсь полных ответов о цыплёнке и его маме-курице).
-Чем мама -курица кормила цыплёнка? (ответы детей - червячками).
-Кто прогнал маму-курицу со двора? (чёрный кот)
-Кого увидел цыплёнок? (петуха)
-Что пропищал цыплёнок? Как пищал? (Пи-пи-пи).
-Что ещё цыплёнок сказал про себя? ( Я тоже молодец! Я тоже удалец! ).
-Кто смеялся над цыплёнком? (лягушка).
-Что сделала мама-курица когда вернулась? (пожалела, приласкала).
Предлагаю детям после беседы рассказать сказку вместе по частям (два-три ребёнка).
Спрашиваю: "Кто начнёт рассказывать?" Дети по желанию выходят к фланелеграфу и начинают рассказ. В ходе рассказа предлагаю детям помогать, рассказчику.
|