Тема: "Космическое путешествие".
Цель: закрепить знания и умения детей полученные на занятии по обучению грамоте.
Задачи: - закрепить звуковой анализ и синтез слов; умение делить слова на слоги; соотносить картинку со схемой слова; определять на слух родственные слова; упражнять в составлении схемы предложения; отвечать на вопросы воспитателя полными ответами; закрепить умение "читать" чертёж (ракета).
- расширять знания о космосе; воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей; желание и умение работать в коллективе.
Предварительная работа: разучить с детьми физминутку о космосе; провести беседу о космосе.
Материал и оборудование: кассы букв, простые карандаши, "чертежи" ракеты,, слайды с изображением космических тел, магнитная доска с буквами, увеличенный "чертёж" ракеты, рисунок ракеты, образец схемы предложения, рисунок созвездия Большой Медведицы, "пропуск" на ракету, "микросхема" с картинками и схемой слов, запись звука ракеты.
Ход НОД:
I. Организационный момент
- Ребята, какой праздник страна отмечала 12 апреля?
- Кто был первым космонавтом? Ему в этом году исполнилось бы 80 лет.
(показ слайда - Ю.Гагарин)
- А кто из вас хотел бы стать космонавтом? А чтобы стать космонавтом надо хорошо заниматься в детсаду, учиться в школе, быть грамотными, внимательными, трудолюбивыми, и, конечно же мужественными.
- Ребята, у нас есть такая возможность на время стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. А на чём отправимся вы сразу догадаетесь, соединив точки на вашем "чертеже" простым карандашом. Возьмите простой карандаш и выполните задание.
-Что у вас получилось? (ракета)
(показ на доске образец готовой ракеты)
II. Артикулиционная гимнастика
- Ребята, в путешествии вас ждёт много грамматических заданий. При выполнении их вам нужно давать полные и чёткие ответы. Чтобы у вас всё получилось надо пройти спецподготовку - потренировать свой язычок.
-Выходите на тренировочную площадку (дети выходят и встают в круг)
"Чу-чу-чу, в космос полечу.
Им-им-им, на ракете полетим.
Ды-ды ды, долетим мы до звезды.
Ой-ой-ой, затем вернёмся мы домой".
III. - Спецподготовку прошли, но на борт космического корабля мы не сможем попасть без пропуска, так как мы не настоящие космонавты. Чтобы получить пропуск надо каждому из вас ответить на 1 вопрос. Ответы должны быть правильными и полными.
Вопросы:
1. Сколько букв в алфавите?
2. Чем отличается буква от звука?
3. Какие бывают звуки?
4. Какие бывают согласные звуки?
5. Какие буквы не имеют звука?
6. Какой звук лишний: А,О,Р,И?
7. Назовите первый звук в слове "космос".
8. Какое слово лишнее "космос, косматый, космический, космодром"? Почему?
9. Из чего состоит текст?
10. Из чего состоит предложение?
11. Какой звук лишний: Д, С, Р, Ы?
!2. Сколько слогов в слове "ракета"?
13. На какой звук оканчивается слово "астроном"?
14. Назовите слово, которое начинается со звука "д".
15. Сколько слов в предложении "Мы будущие космонавты"?
16. На схеме слова красным цветом какой звук обозначается?
- Молодцы, ребят! Справились с заданием и получаете пропуск на ракету (воспитатель отдаёт пропуск)
Проходите и занимайте свои места на космическом корабле.
IV. Запуск ракеты.
- Будем вести отсчёт назад начиная с 5. Считаем вместе: 5,4,3,2,1 - пуск!
(запись звука ракеты)
- Ребята, посмотрите в наш иллюминатор.
(слайд- Луна)
-Что это за космическое тело по курсу? А что такое Луна?
-Чтобы приблизиться к Луне надо выполнить задание.
а) Какое слово лишнее: Луна, луг, лунатик, луноход"? Почему?
б) Родственные слова разделите на слоги.
V. Физминутка
-Ребята, у нас была длительная подготовка и небольшую часть пути мы уже пролетели и нам надо теперь отдохнуть.
"В небе ясном солнце светит (делают круг руками).
Космонавт летит в ракете (наклоны в стороны).
А внизу леса, поля - (наклоны вперёд)
Расстилается земля (разводят руки в стороны).
VI. - Продолжаем наше путешествие.
И на нашем пути.... отгадайте что:
"Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит в космосе нора -
Это чёрная - ... (дыра).
(показ слайда)
-Чтобы эта чёрная дыра нас не затянула, нам надо выполнить задание. Откройте свои бортовые журналы, это ваши кассы букв и составьте слово "дыра". А в главном бортовом журнале будет работать ... (вызвать ребёнка к магнитной доске).
Анализ слова:
Сколько слогов в слове "дыра"? Назовите первый слог, второй. Дайте характеристику первого звука, второго, третьего и четвёртого.
VII.- Благополучно полетели чёрную дыру и теперь на нашем пути следующий космический объект.
"В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект.... (комета).
(показ слайда)
-На хвосте у кометы разместились слова. В этих словах вы должны поймать звук "з". Если есть звук "з". то ловим его хлопками.
"Телескоп, звезда, солнце, астроном, звездочёт. космонавт, созвездие".
VIII. Зрительная гимнастика
- Ребята, созвездия это несколько ярких звёзд на небе, которые образуют какую-то характерную фигуру.
- Кто-нибудь из вас знает какое либо созвездие?
(показ созвездия Большая медведица)
- Это созвездие образуется из 7 больших ярких звёзд и множества мелких неярких. Давайте проследим глазами не поворачивая головы как расположены эти семь звёзд.
IX. - С этим заданием справились, летим дальше. И на нашем пути....
(показ слайда)
- Как вы думаете что это? А какие ещё планеты знаете? А это планета Венера.
"Венера самая близкая к нам планета. Она меньше Земли. Венера окутана плотным слоем облаков из серной кислоты. В ясные ночи эту планету можно увидеть на ночном небе".
- А теперь задание. Я вам ещё раз прочитаю текст, а вы сосчитаете сколько в нём предложений.
(восп-ль зачитывает повторно текст)
- Сколько предложений в тексте?
- А теперь составьте схему предложения "Венера меньше Земли".
(показ образца схемы предложения)
- Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе. третье. Почему первое слово в схеме обозначено большой буквой? Почему треть слово обозначено большой буквой? Что стоит в конце предложения?
X. Итог
- Наше космическое путешествие подошло к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля.
Постойте, мы не можем вернуться на Землю, у нас панель управления неисправна. Мы должны устранить неполадки, исправить микросхему. Необходимо картинки соединить с нужной звуковой схемой проводами (дети исправляют неполадки).
-Панель управления исправлена. Отправляемся на Землю. Закройте глаза и начинаем обратный отсчёт от 10 до 1. (звук посадки экипажа на Землю)
- Мы совершили мягкую посадку, благодаря слаженной и дружной работе экипажа. Большое всем спасибо! |