Доклад заведующей МБДОУ детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" Клоковой Людмилы Борисовны на ежегодной коллегии Комитета образования администрации
Балаковского муниципального района 28 февраля 2013 года.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Эта норма была введена в Федеральный Закон «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого ребёнка, доступности для каждого гражданина качественного образования.
Дошкольное образование и обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какое содержание реализовать для достижения каждым ребенком максимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:
Первое: если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; (слайд )
Во-вторых: акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
И третье: решать поставленные цели и задачи предлагается:
- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
В соответствии с приказом Комитета образования администрации Балаковского муниципального района «Об организации работы по введению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» разработан план мероприятий по обеспечению введения федеральных государственных требований в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Балаковского муниципального района. В рамках реализации плана были проведены семинары и методические объединения для руководителей и педагогов детских садов на тему: «Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ».
Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, потребовал обращения воспитателей и педагогов каждого учреждения, в том числе и нашего, к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались
В нашем детском саду воспитательно-образовательный процесс осуществляется с учётом Федеральных Государственных Требований на основе программы дошкольного образования «Детство» подготовленной с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. А так же дополнительным программам: для детей с общим недоразвитием речи, посещающих группы компенсирующей направленности; программам «Са-Фи-Дансе» и «Логоритмика».
Для реализации поставленных задач в нашем саду была разработана «Дорожная карта по внедрению ФГТ в детском саду». (слайд)
«Федеральные государственные образовательные требования»
«Основные 4 направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
И 10 образовательных областей.
Для обеспечения реализации ФГТ в образовательном процессе в учреждении был разработан проект. Разработка и реализация административного проекта является эффективным способом повышения профессиональной компетентности педагогов в реализации ФГТ.
Этапы реализации проекта вы можете увидеть на слайде
1 этап. Организационно-подготовительный
Содержание этапа:
1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к реализации ФГТ:
- анкетирование педагогов ДОУ;
- изучение опыта работы,
- создание банка данных по введению ФГТ
- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.
1.2. Разработка программы методического сопровождения введения ФГТ дошкольного образования в практику детского сада.
2 этап. Внедренческий
Содержание этапа:
2.1. Реализация программы введения ФГТ.
2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.
3 этап. Обобщающий
Содержание этапа:
3.1. Оценка эффективности реализации ФГТ.
3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГТ в практику ДОУ.
3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ
А сейчас на слайде мы видим ожидаемые результаты реализации проекта:
Это, во-первых, изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса;
Для административного состава учреждения:
1. Сформирована нормативно-правовая база для работы по ФГТ.
2. Создан пакет материалов по организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ (сетки, циклограммы, режимы и др.)
Для педагогов:
1. Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками.
2. Обеспеченность пакетом методических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ.
3. Психологическая готовность к работе в новых условиях.
4. Повышение качества образования.
На педагогическом совете было принято решение о создании творческой группы по разработке образовательной программы ДОУ с учётом ФГТ. (фото)
В детском саду проведён с педагогическим коллективом семинар «Построение образовательного процесса в ДОУ с учётом ФГТ и СанПиН», который проходил в три этапа. Разработана циклограмма интеграции образовательных областей, схема тематического календарного планирования.
Считаю необходимым отметить, что режим в детском саду составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Чередования умственной и физической деятельности распределено согласно гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста. (слайд)
Развитию ребенка в учреждении способствует созданная современная предметно-развивающая среда, индивидуальный дизайн интерьера.
В детском саду имеются два больших зала: (слайд)
• физкультурный зал - мини-спорткомплекс, шведская гимнастическая стенка, тренажеры и другой спортивный инвентарь;
• музыкальный зал, где имеются: фортепиано, музыкальный центр и другое необходимое оборудование;
• плавательный бассейн, соляная пещера и кабинет для физиопроцедур, помогают решать задачу оздоровления детей в комплексе.
На территории детского сада оборудована спортивная площадка, экологическая тропа, цветники. (слайд)
Для оздоровления детей имеются медицинский блок, включающий оборудованные прививочный, смотровой и физиотерапевтические кабинеты. (слайд)
Выделены и оборудованы специальные помещения: кабинет учителя-логопеда, зимний сад. Организация предметно-развивающей среды в группах имеет свою специфику: в группах раннего возраста больше открытого пространства, зон с сенсорной направленностью, есть игровая зона для развития основных движений. (слайд)
В группах более старшего возраста оборудованы уголки для занимательной математики, опытно-экспериментальной работы, (слайд) по краеведению и экологическому воспитанию, а также театральные уголки и созданы зоны художественно-речевой направленности. Группы оснащены дидактическими и техническими средствами обучения. Практически в каждой группе имеется телевизор и DVD для просмотра образовательных и развлекательных программ. (слайд)
Реализовывать важнейшие функции дошкольного учреждения (развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительную, общекультурную) призван компетентный педагогический коллектив. Анализ помог выявить готовность педагогов и образовательного учреждения к переходу на ФГТ.
Основой комфортного пребывания ребенка в нашем детском саду является созданный в нем психологический климат. Позиция взрослых – исходить из интересов ребенка, политика общения – сотрудничество. (слайд)
Педагогами успешно осуществляется валеологизация учебно-воспитательного процесса (слайд) (физкультура малых форм, пальчиковая и дыхательная гимнастика, релаксационные паузы, тренинги). Совместная работа всего педагогического коллектива, медицинского персонала и семьи способствует эффективному решению поставленных задач, социальной реабилитации детей в дошкольном образовательном учреждении, выявление и развитие способностей каждого ребенка и реализации программы дошкольного образования с учётом ФГТ.
Презентацию к выступлению Клоковой Л. Б., заведующей детским садом №22 можно загрузить по ссылке |