Основные принципы оформления предметно-развивающей
среды ДОУ с учётом ФГОС.
Современная система дошкольного образования характеризуется вариативностью программного обеспечения. Вместе с тем, образовательные программы, реализуемые в ДОУ должны рассматриваться педагогами применительно к широкому контексту жизнедеятельности ребенка, т. е. включать как обучение, так и охрану и укрепление здоровья, организацию режимных моментов; обеспечивать развитие познавательной мотивации и творческих способностей ребенка, становление здорового образа жизни, общечеловеческих ценностей, личностной культуры. Реализовать данные задачи, в соответствии с приоритетным направлением развития образовательной системы РФ, поможет правильная организация предметно – развивающей среды с учётом Федеральных Государственных образовательных стандартов (в дальнейшем ФГОС).
Поиски путей повышения эффективности использования современных образовательных технологий, здоровьесбережения, обеспечения доступности качественного дошкольного образования приводят педагогов к пониманию того, что общение педагога с ребенком должно осуществляться на основе сотрудничества и взаимного уважения, на умении встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, чувства и эмоции.
Доминирующей формой взаимодействия детей и взрослых в ДОУ является игра и связанные с нею формы активности. В соответствии с разработанной в нашем детском саду современной технологией развития игровой деятельности, в группах созданы все условия для возникновения и развития игры. В каждой группе детям предоставлена возможность для вариативной игровой деятельности: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, функциональное размещение игрового поля и оборудования.
Игрушки, пособия и оборудование в группах размещены с учетом современных гигиенических, педагогических и эстетических требований. Этот вид детской деятельности удачно используется педагогами для формирования у детей представлений о себе и для их социализации. Педагогами создаются условия для развертывания игры в группе, для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. В ДОУ создана игротека по всем разделам программы; игры классифицированы и распределены тематически. В рамках каждой темы даются методические рекомендации по использованию различных вариаций игр.
Соблюдая соотношение между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе, между разными видами игры педагогам удается осуществлять психо-эмоциональную разрядку, снимать психическое перенапряжение, освобождать ребенка от агрессии.
Педагоги работают над организацией игр с учетом личностных и возрастных особенностей и специальных потребностей детей, игр, стимулирующих активность застенчивых детей и детей с особенностями физического развития и задержками в развитии речи, повышающих самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей. Это позволяет осуществлять в ДОУ переход к личностно-ориентированному подходу к ребенку в организации игры.
Таким образом, основными принципами оформления предметно-развивающей среды являются:
• предоставление достаточного места для игр, уголков уединения, обеспечивающих детям возможность релаксации и отдыха
• рациональное размещение мебели, гармоничное сочетание предметов по цвету и форме
• педагогическая целесообразность, доступность
Именно гибкое и вариативное использование пространства, функциональное зонирование пространства группы, позволяет создать условия, обеспечивающие потребность ребенка в участии в совместной деятельности со сверстниками и вместе с тем, побыть одному, что очень важно для осуществления индивидуального подхода, прежде всего к детям ослабленным. Всё это позволит обеспечить каждому ребенку приобретение любых специальных знаний и умений, возможность освоения сложных видов деятельности..
Считаю, что правильная организация и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду, т.к. познавательная активность ребёнка, первые эмоциональные предпочтения складываются в предметной деятельности. Поэтому организация среды в ДОУ служит удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, даёт ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. |