«Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста
в изобразительной деятельности»
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Именно в этот период закладываются основы нравственно-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование навыков и умений нравственно-ценностного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству и стране, где живет человек. Патриотизм как взаимосвязанная совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающая любовь к Родине, активный труд на благо Родины, умножение и следование трудовым традициям народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, мужество, воинскую храбрость и самоотверженность.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке и дедушке, это корни, связывающие его с родным домом, улицей, городом, Отечеством. Важно, что видит малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе.
Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей начинается именно с изучения семьи, родственных связей и традиций. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной. В целом, нравственно-патриотическое воспитание в детском саду это сложный педагогический процесс, включающий развитие нравственно-патриотических чувств и личных качеств ребенка. Таким образом, на современном этапе развития российского общества проблема формирования патриотических чувств, начиная с дошкольного возраста, является крайне актуальной.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Задача педагога научить ребенка видеть окружающий мир через искусство.
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом:
• расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
• развитие художественно-эстетического восприятия;
• формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
• воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
Главными задачами являются:
• развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной - деятельности, рассматривании произведений искусства;
• учить понимать художественный образ произведения;
• формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
• развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
• воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности воспитанников. Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально-творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я.
Важной частью содержания работы по патриотическому развитию детей средствами изобразительной деятельности является взаимодействие детей, родителей и педагогов.
Для этого необходимо использовать традиционные и инновационные формы привлечения родителей к процессу патриотического воспитания:
-подготовка и проведение совместных занятий по изобразительной деятельности, художественно- познавательных мероприятий, тематических встреч, мастер-классов, презентаций семейного творчества;
-выставка картин разных тематик, выставка детского творчества, совместного творчества детей и родителей;
-подбор аудио- и видеоматериалов для семейного просмотра художественной направленности;
-консультации.
Целесообразно в художественно-образовательной деятельности придерживаться следующих дидактических принципов:
1) принцип гуманизации предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности: любовь к дому, близким людям. Общение педагога с ребёнком должно быть направленно на поддержание положительного эмоционального самочувствия;
2) принцип культуросообразности позволяет раскрыть духовную и нравственную основу русского народа. Кроме того, речь идёт о воспитании нравственных чувств, культуры поведения по отношению к близким людям;
3) принцип развития в деятельности. Для того чтобы ребёнок понял значение норм и требований, проникся соответствующим эмоциональным отношением, недостаточно объяснений и указаний педагога. Они должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребёнка, в опыте его деятельности;
4) принцип постепенности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала: новые знания опираются на ранее полученные;
5) дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
В группе необходимо создавать развивающую предметно-пространственную среду патриотической направленности, с использованием средств изобразительной деятельности:
- оборудовать центр художественного творчества «Моя Родина - Россия»;
- подобрать дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;
- оформить папки (самими детьми): «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город», «Мой город и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России»;
- подобрать художественную литературу для образовательной деятельности, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др;
- подобрать репродукции картин для образовательной деятельности, через которые дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Давно отгремело эхо кровавой войны. Вглубь прошлого уходят события, которые потрясли мир, но никогда не иссякнут в памяти народа те четыре года, ставшие страшным испытанием для нашей страны. Семьдесят пять лет прошло с той поры, когда советские солдаты водрузили знамя Победы над поверженным Рейхстагом. Труден и долог был путь до Берлина. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей не утихала огненная буря. Помнят участники Великой Отечественной, как держали в руках автоматы, как на их головы летели снаряды и бомбы, как форсировали реки, пробирались по бездорожью и болотам, дрались за каждый клочок родной земли, освобождая от захватчиков. Память об этих событиях не подвластна времени. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру, во что бы то ни было избегать войн, хранить мир во всём мире!
|