Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 03:08

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки" г.Балаково Саратовской области

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты НОД [156]
Лекции и методические статьи [25]
Экологическое воспитание [1]
Публикации педагогов ДОУ по теме экологическое воспитание дошкольников.
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Запись в ДОУ
Наша страница в Ок
Мы ВКОНТАКТЕ
МОКСаратовской обл
Советуем посетить
  • "Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • "Министерство просвещения Российской Федерации
  • "Российское образование" Федеральный портал
  • Министерство образования Саратовской области официальный портал
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Сообщество "Росток"
  • Сайт Муниципального казённого учреждения "Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области"
  • Всё для детского сада
  • Дошкольник.ру
  • Детский сайт для родителей
  • Дошколёнок
  • Детские уроки
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Главная » Статьи » Методическая копилка » Лекции и методические статьи

    Лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды.
    Лаборатория–новый элемент развивающей предметной среды.
        Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и исследованию, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
       Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, как каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Когда ребенок слышит, видит и делает сам, то все усваивается крепко и надолго. Вот на этом и основано мое активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности дошкольников в системе дополнительного образования. С  целью обеспечения вариативности образования воспитанников в соответствии с их потребностями, возможностями и способностями, в моей средней группе МДОУ № 22 г. Балаково, я организовала дополнительное  образование для детей.   Выявляя интересы и склонности воспитанников, учитывая индивидуальные особенности  детей, это способствует повышению их интереса и  появлению творческой самостоятельности.
      Свою программу я направила на решение следующих задач:
    •    Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способность обращать внимание на многообразие мира,  системы  взаимосвязей и взаимозависимостей;
    •    Получение собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
    •    Увеличение перспектив развития  поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
    •    Поддерживание у детей инициативы, сообразительности, пытливости и самостоятельности.
         Главным из условий решения задач по опытно - экспериментальной деятельности в моей группе  является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.  В моей группе отведено небольшое место, в котором имеется необходимый минимум. Значительную помощь в оборудовании мини-лаборатории оказали родители. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.
        Материалы - находящиеся в мини-лаборатории, распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло»,  «Резина», находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
    - приборы помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
    - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
    - природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, мох, семена и т.д.;
    - бросовый материал:  проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
    - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
    - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприц (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
              При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
    •    безопасность для жизни и здоровья детей;
    •    достаточность;
    •    доступность расположения.
     Опытно - экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:
    •    живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
    •    неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
    •    человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
    Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способами их реализации (информационные, действенно – мыслительные, преобразовательные). При выборе темы соблюдаю следующие правила:
    1.Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
    2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования(ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
    3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
       В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, они практически безопасны. В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это с объектами с живой и неживой природы.
       Следует отметить, при проведении опытов с объектами живой природы придерживаемся главного правила: «Не навреди».
         При проведении опытов мы придерживаемся следующей структуры, которая включает:
    1. Постановка проблемы;
    2. Поиск путей решения проблемы;
    3. Проверка гипотез предложенных детьми;
    4. Обсуждение увиденных результатов;
    5. Формулировка выводов.
        Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность дошкольников, побуждение их к самостоятельным исследованиям. Я считаю, что основной функцией педагога является не трансляция информации, а рациональная организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. В процессе экспериментирования  дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
    Свои отношения с детьми строю на основе партнерства. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности. Стараюсь, вести себя так, что они работают самостоятельно.
           В работе с детьми, я заложены 2 главных чувства:
    •  Уважение к детям!
    •  Восхищение природой!
    Категория: Лекции и методические статьи | Добавил: Черняк (11.11.2012)
    Просмотров: 3353 | Рейтинг: 4.5/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Книга Памяти ДОУ
    Рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    РИП
    ПИЛ
    Архив новостей
    Флагманы образован
    Независимая оценка
    Родителям
    Госуслуги on-line
    КО АБМР г.Балаково
    2023-год педагога
    Вверх
    Администратор сайта Черняк Ирина Петровна © 2024