Формирование экологической культуры старших дошкольников посредством дидактической игры.
В наше время взаимодействие человека с природой представляет большую экологическую проблему. Детям, живущим в мире современных технологий, необходимо научиться бережно обращаться с природой, управлять своим поведением в интересах собственного благополучия, экологической безопасности окружающего мира. Поэтому так важно побуждать экологическое сознание именно маленькой личности, обогащать представления детей о себе, о природном мире, развивать познавательную активность. Первоначальные элементы экологической культуры формируются при взаимодействии детей с окружающим предметно-природным миром: растениями, животными, средой их обитания. Основа положительного отношения к окружающей природной среде закладывается в семье и продолжает развиваться в условиях детского сада. Мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому для того, чтобы ребёнок понимал, что у каждого объекта есть свое место и свое значение в природе. Взрослому необходимо вызвать у детей чувство радости от встречи с природой, желание позаботиться о живом существе, вызвать гордость и удовольствие от правильно выполненного поступка.
Перед нами встаёт вопрос: как грамотно сформировать у дошкольников экологическую культуру? В условиях реализации ФГОС образование детей проводится в игре, т. к. игра оставляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Игра, как ведущий вид деятельности для детей никогда не надоедает, таким образом, дети заняты, и познают азы экологии. Сущность игры заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.
Одним из эффективных и наиболее интересных способов формирования экологической культуры является дидактическая игра. В настоящее время дидактической игре придаётся большое значение. Она способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемых в дошкольной педагогике:
• Игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Природные материалы очень интересны детям, и они охотно соглашаются играть. Только представьте: семена, листики, камешки, разнообразные цветы, шишки, ветки с разных деревьев, овощи, фрукты и др. Кто бы не согласился с ними поиграть?! Игры можно проводить как в группе, так и на прогулках. На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и обогатить экологический уголок новыми предметами. Но не стоит забывать о безопасности. Дети очень любопытные. Они могут попробовать на вкус природный материал, спрятать в карман, чтобы родителям показать. Вашему вниманию предлагаем такие игры: «С какой ветки детки», «Найди дерево по коре», «Твердое – мягкое». Такие игры носят исследовательский характер, заставляют детей анализировать, делать выводы.
• Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны: «лото», «домино», парные картинки, разрезные картинки. Это очень занимательный вид игры, дети с удовольствием берут в руки кубики, картинки и рассматривают их, затем соотносят их с другим рисунком, и сделать это правильно и быстрее всех.
• Словесные игры - строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия предметов и явлений природы. Такой вид игры особенно подходит старшим дошкольникам. В этот период дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно - ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны воспитателя и других детей. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить следующие игры: «Знаки природы», « Что сначала, Что потом?», «Кто живет в воде?», «Что растет в воде», «Как растут сосульки», «Какие бывают шишки» и т.д.
Экологические дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности, но и в непрерывной образовательной деятельности: по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим. Необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых. При обучении их трудовой деятельности, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Рассмотрев роль и основные виды дидактических игр, следует остановиться на этапах дидактических игр по экологии. Использование осуществляется в три этапа.
• На первом этапе воспитатель подготавливает игру. Главная цель любой дидактической игры - обучающая, а значит, основным компонентом в ней является задача, которая скрыта от дошкольника игрой. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе прописан объём знаний. Умений и навыков. Далее, определяется удобное время и место проведения игры и подготавливается нужный дидактический материал, который поможет решить детям игровую задачу.
• На втором этапе проведение самой игры. Она включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры; дидактическим материалом, который будет использоваться в игре; объяснение и правила игры.
• На третьем этапе воспитатель анализирует весь процесс игры: все ли дети были задействованы и какие приёмы оказались наиболее эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребенка в игре. Иногда на практике проведения игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринужденной игровой форме и быть незаменимым. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом этапе развертывать игру, чтобы ребёнок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющие способы построения игры. Кроме того, начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребёнка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером — сверстником. Дошкольник много времени проводит в детском саду, поэтому есть много возможностей воспитать настоящего гражданина нашей страны, который будет оберегать и учить окружающих, бережно относиться ко всему живому и неживому. Большая роль в этом у воспитателя, он как наставник должен указать именно ту правильную дорогу, по которой будет идти ребёнок, а родители, понимая работу воспитателя, всегда должны помогать ему. На сколько фантазии воспитателя богата, настолько интереснее и занимательнее будет игра. |