Подготовка к письму - особый и отдельный вид занятий с ребенком до школы. Это особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняет элементарные графические движения. Решая любой из этих вопросов, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребенок к письму, можно ли начинать процесс обучения или нужна подготовительная работа. Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:
1) Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
2) Научить ребенка правильно держать карандаш;
3) Научить ребенка правильно координировать движение пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма и графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым. Необходимо помнить, что трудностей не будет лишь в том случае, если вы не будете торопиться и торопить ребенка, если не будете делать следующий шаг, не закрепив предыдущий, если будете заниматься систематически, но не дольше 10-15 минут; если будете первое время работать «в игре». И кроме того, будете поощрять ребенка за успех, не корить за неудачи и радоваться вместе с ним пусть маленьким, но достижениям. При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. У детей пяти-шести лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, и это затрудняет формирование и выполнение движений.
Мы считаем важным обратить внимание на не механическую тренировку каких-то движений и двигательных действий, а планомерное и систематическое обучение новым двигательным действиям. Никогда не кричите на ребенка во время занятий. Не наказывайте за неудачу, не раздражайтесь, если неудачи повторяются. Вы обязательно добьетесь положительного результата, если наберетесь терпения. Подготовка к школе не может и не должна быть обучением ребенка тому, чему будут учить в школе. Нужно не учить его писать, а готовить к письму. Упражнения, представленные в альбоме «Готовим руку к школе», помогут развить ребенка мелкую моторику руки, внимание, мышление, воображение, позволяет избежать в дальнейшем трудностей при овладении навыками письма. |